Специально для Улан-Удэ оркестр старинных инструментов Pratum Integrum из Москвы, солистка Пермской оперы Наталья Кириллова и уже знакомая улан-удэнскому слушателю обладательница чарующего меццо-сопрано Евгения Бургойне из Испании готовят изысканный музыкальный десерт, состоящий из жемчужин музыки эпохи Барокко.
В прошлом году на Байкальском рождественском фестивале испанская оперная дива Евгения Бургойне и ансамбль Questa Musica из Москвы исполнили арии из барочных опер Рамо, Пёрселла, Порпоры, Броски.
Музыка удивительной красоты, в силу многих причин (отсутствие старинных инструментов, партитур, сложность в исполнении) почти не известная публике Бурятии, тогда впервые прозвучала в нашем городе.
- Я вижу в старинной музыке возможность творить. В ней много воздушного и лёгкого, порой она бывает резка и быстра. Благодаря очень сложной технике и часто сменяющемуся темпу исполнения, происходит эффект контраста. Надеюсь, что улан-удэнский слушатель музыку барокко поймёт и полюбит так же, как я сама её люблю, - поделилась тогда перед концертом Евгения.
Певица владеет необыкновенной техникой и восхитительным вокальным мастерством, которое уже оценили слушатели многих европейских стран. Евгения Бургойне обучалась вокальному искусству в Венском университете музыки и исполнительских искусств, посещала Академию молодых певцов при La Scala и впоследствии выступала на сцене этого прославленного итальянского театра.
Певица является участницей и призёром многочисленных международных вокальных конкурсов. Её сольные концерты с большим успехом прошли в Национальном концертном зале Мадрида и в Берлинской филармонии.
- Мне говорят, что у меня нетипичный голос. Я начинала с сопрано — как этого требовали мои оперные партии. Но потом я поняла, что я и не сопрано, и не меццо, и не контральто… Я есть я и тот тип голоса, которым мне комфортно петь. Кроме умения я вкладываю в свою работу и отношение к людям. Я очень общительный человек и мне приятно доставить радость окружающим, - говорила певица в одном из интервью.
Знакомство с художественным руководителем Бурятской филармонии Натальей Улановой произошло в январе 2013 года. На музыкальном фестивале «Опера Рара» в Кракове (Польша) Евгения исполняла партию Рамиро в опере Вивальди «Монтесума». Тогда ей и поступило предложение выступить на бурятской сцене вместе с российскими музыкантами – удивительным барочным ансамблем QuestaMusica. К слову, проект «Роскошь. Жемчужины музыки барокко» позже был представлен в Москве и имел большой успех у публики.
В конце марта Евгения примет участие в ещё одном российско-испанском проекте Бурятской филармонии «Голоса ангелов». Вторым ангельским голосом станет изумительное сопрано солистки Пермской оперы Натальи Кирилловой.
Наталья Кириллова родилась в Сибири, в городе Красноярск-26. Окончила Нижегородскую консерваторию им. М.И. Глинки по классу хорового дирижирования и сольного пения. В январе 2009 года Наталья была принята в труппу Пермского театра оперы и балета им. П.И. Чайковского в качестве солистки оперы. Имея тонкое стилевое чутье в музыке эпохи Барокко, а также особую филигранную технику, певица дебютировала в партиях Эвридики в опере Монтеверди «Орфей» и волшебницы Альцины в одноимённой опере Генделя. Сейчас её исполнительский опыт простирается от старинной музыки до ультрасовременной, включая классическую и романтическую традиции, а также музыку стиля belcanto.
Наталья Кириллова – лауреат Гран-при Международного фестиваля-конкурса Musica Classica «Венская весна» (Руза, Россия, 2008). Сотрудничает с ансамблями старинной музыки «Гальярда», Universalia in Re, Ave Rosa, Altera Musica, «Оркестр Екатерины Великой». Участвовала в конкурсах старинной музыки в России и за рубежом. Выступает и как автор просветительских проектов: в 2012 году на телеканале «Россия-Культура» в рубрике «Романтика романса» состоялась премьера её программы, посвящённой Сергею Дягилеву.
В сезоне 2013-2014 гг Наталья стала инициатором, создателем и ведущей концертов проекта «Антология русского романса».
Евгения Бургойне и Наталья Кириллова исполнят арии из опер Моцарта и Генделя в сопровождении оркестра аутентичных инструментов Pratum Integrum. Его название в переводе с латыни означает «некошеный луг», то есть обширный музыкальный материал времён барокко и классицизма, который всё ещё мало изучен. Это единственный в России коллектив, в котором представлены все группы исторических инструментов. Исполнение на подлинных старинных инструментах (или их копиях) серьёзно меняет звуковой облик произведений, оно подобно реставрации: музыкальная картина предстает очищенной от позднейших наслоений.
Оркестр был основан в Москве в 2003 году при поддержке компании «Музыка Массам». За это время он представил российской публике уже более 200 сочинений, в их числе – недавно найденные в архивах пьесы российских композиторов, звучавшие при дворе императоров, французская музыка, которую слушали Людовик XIV и Людовик XV, увертюры Телемана, столь любимые в Германии XVIII века.
При участии Pratum Integrum осуществилась российская премьера балета Люлли «Времена года», состоялось уникальное исполнение мелодрамы Фомина «Орфей» (с привлечением Российского Рогового Оркестра), в концертных вариантах были представлены такие оперы, как «Орфей и Эвридика» Глюка, «Дидона и Эней» Перселла, «Антигона» Траэтты.
Со дня основания оркестра его художественным руководителем является виолончелист Павел Сербин, концертмейстером – скрипач Сергей Фильченко. Ведущие музыканты оркестра также выступают с сольными программами в России и за рубежом. Среди них – блестящий скрипач и контренор Дмитрий Синьковский, который выступит в Улан-Удэ 6 марта, в преддверии Международного женского праздника.
Помимо выступления с солистками 31 марта, оркестр Pratum Integrum даст ещё один, на этот раз сольный, концерт на следующий день – 1 апреля на сцене Бурятской филармонии.
Особая акустика концертного зала Бурятской филармонии, подлинные инструменты XVIII века, на которых играют музыканты Pratum Integrum, чистота голосов и утончённость певиц Евгении Бургойне и Натальи Кирилловой обещают доставить удовольствие даже самым придирчивым ценителям старинной музыки.
Программа концертов «Классика на Байкале. Музыка без границ» проходит при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, сообщает информационный центр минкульта РБ.