Алексей и Екатерина Лунёвы вместе с тремя детьми бежали из Донбасса 1 марта. По их словам, сначала попали в Ростов-на-Дону, где прожили 1,5 месяца. Но найти работу и получить поддержку в незнакомом городе оказалось для переселенцев непосильной задачей.
- Мы ночевали на вокзале, на следующий день к нам подошли двое мужчин и одна женщина. Предложили свою помощь, они верующие люди, это церковь. Они пригласили нас к себе, чтобы мы у них отдохнули, постирались. Так и остались у них на полтора месяца жить. Думали, сделаем документы, но нам не удалось, нам отказали. Нам сказали, что наши дети обуза для Ростовской области и наши с мужем профессии не востребованные. У меня муж шахтёр, а я в декрете, - делится Екатерина Лунёва.
Когда семья обратилась в ростовское УФМС за документами, там им неожиданно предложили взять билеты до Красноярска. Переехали в Красноярск, однако и там столкнулись с безысходностью – «Нам сделали синие книжечки, поддержали нас месяц в гостинице и сказали: теперь, родные, дуйте куда хотите».И снова украинцам помогли верующие – временно приняли у себя.
- Мой муж Алексей в то время устроился на свиноферму, подзаработал денег, чтобы можно было ехать дальше. Мы планировали поехать на Дальний Восток, там есть шахтные разрезы, чтобы муж мог получать деньги. Но так как у нас не хватило бы денег даже до полпути туда доехать на эти деньги, а детям надо было в школу, то решили ехать куда-нибудь поближе, - рассказывает мать троих детей.
Поэтому уже 16 августа украинцы оказались в Улан-Удэ. Сначала украинцам также помогли верующие, после чего семья решила снять жильё. Однако, молодой человек, который дал Лунёвым ключи от квартиры, неожиданно исчез.
- Мы его не могли найти. Неделю прожили там, думали, нас обманули и съехали оттуда. Попытались снять другое жильё, дали деньги вперёд, а теперь боимся, что нас отсюда выселят, так как у хозяев «не получается» сдавать. Одним словом, «весело нам» - все деньги разошлись на съём жилья, а жить то и негде. Пока есть верующие люди, которые помогают нам, не дают умереть с голоду, одевают. Но нам очень нужна регистрация, потому что без неё мы никто и ничто, у нас могут быть проблемы с законом, - рыдая, рассказывает мать троих детей.
По словам Екатерины Лунёвой, они уже обили пороги различных инстанций - УФМС, МФЦ, администрации Улан-Удэ, министерство социальной защиты. Однако пока дело не сдвинулось с мёртвой точки.
- Нам отказали, они просто отправляют от одних к другим. Единственное, администрация Сотниково помогла – детей в школе поставили на соцпитание, помогли с учебниками, - жалуется беженка. - В УФМС нам сказали, что статус беженцев уже давным-давно никому не присваивают, уже нету такого: «С какой луны вы упали? Временное убежище- вот единственный статус, который вам положен». А он ничего не даёт, ни регистрацию, ни льгот.
Екатерина рассказывает, что они не могут получить карточки даже в больнице. Единственная радость, что детей приняли в школу. Сейчас семья пытается получить регистрацию, однако для этого нужны деньги, которых у Лунёвых нет.
- 24 августа мы подали на единоразовую помощь в минсоцзащиты. Через месяц должны были перечислить деньги, но так ничего и не перечислили на данный момент. Муж сейчас устроился грузчиком на складах одного из торговых центров, но первую зарплату не получил. Я дома с тремя детьми сижу: первому 8 лет, второму 7 лет, малышке год, - говорит женщина.
Сейчас семья нуждается в жилье, где они могут временно зарегистрироваться, чтобы подать на оформление необходимых бумаг. Кроме того, у Лунёвых нет никакой техники и мебели, а также тёплых вещей. Семья в панике – впереди суровая сибирская зима. Но, несмотря на все трудности, о переезде обратно на Украину молодые люди даже не думают.
- У детей все очень хорошо, учительницы хорошие. Намного лучше, чем у нас на Украине. Улан-Удэ очень нравится, очень хотим остаться здесь. Я вообще отсюда никуда не уеду, я не хочу назад возвращаться! Я хочу, чтобы мои дети выросли нормальными, выучились, чтобы у них была нормальное будущее, - со слезами говорит Екатерина. - Просто даже не хочу вспоминать, дурдом там, на Украине. Страшно жить и трястись за своих детей каждый день. Просыпаться видеть технику, которая ездит, и бояться, когда же начнется атака. Там жутко притесняют людей, которые разговаривают на русском языке, там даже семьи с детьми пропадают без вести, потом не могут найти их. А у меня муж до мозга костей русский, даже есть российский паспорт. Мы, чтобы сохранить детей, убежали семьей.
Как пояснили «Байкал-Daily» в пресс-службе министерства социальной защиты населения Бурятии, для поддержки вынужденных переселенцев из резервного фонда правительства Бурятии выделена материальная помощь в размере 8 810 тысяч рублей. Её уже получили 881 человек.
В первую очередь Лунёвым и другим переселенцам с Украины советуют обратиться в УФМС за статусом соотечественников-переселенцев по госпрограмме или за разрешением на временное проживание. При этом ничего платить не нужно. «Для соотечественников дают ряд льгот, в том числе выплату единовременного пособия и получение гражданства в короткие сроки», - заявили в пресс-службе УФМС по Бурятии.
Отметим, всего в Бурятии прибыли 1041 граждан, вынужденных переселенцев с Украины, в том числе 492 человека прошли регистрацию и временно проживали в пунктах временного размещения в Улан-Удэ. По данным минсоцзащиты, из числа граждан Украины, прибывших на постоянное место жительство в районы республики, трудоустроены 181 человек или 79 % от числа трудоспособных граждан.
Гражданам, желающим помочь семье Лунёвых, можно связаться с ними по телефону 8 (964) 408-42-35, Екатерина.
Мария Токмакова, Надежда Барасова, «Байкал-Daily»