В России растёт число родителей, недовольных школами. Это показал четырёхлетний мониторинг РАНХиГС, проведённый по заказу правительства России. Хотя 86% респондентов заявили, что в целом удовлетворены качеством преподавания, в ответ на конкретные вопросы каждый пятый сообщил о своих претензиях, передают «Известия».
Всё больше негатива вызывает нехватка учителей и техническая оснащённость. По мнению экспертов, число недовольных растёт преимущественно за счёт тех, чьи дети учатся в сельских школах, количество которых за десять лет снизилось почти в два раза.
Самая тревожная тенденция, по мнению авторов исследования, - это ощутимый рост беспокойства родителей по поводу нехватки учителей. Если в 2014 году кадровый вопрос тревожил 12% родителей, то в 2016-м - 19,7%.
Растёт и число родителей, которых не удовлетворяет техническая оснащённость школ. С 2013-го по 2016 год их доля увеличилась в полтора раза - с 8,2% до 12,1%.
Процесс оптимизации сельских школ шел всё прошлое десятилетие. Только с 2005 по 2016 год количество таких учебных заведений снизилось, по данным Росстата, с 40 тыс. до 24 тыс.
- В СМИ регулярно говорится о том, что учителям повышают зарплаты, что положение школ улучшается, - пояснила Татьяна Клячко. - Но если население видит, что долгое время ничего не меняется, появляется недовольство. Когда вокруг много проблем, родитель рад уже тому, что ребёнка просто учат. А когда ситуация выправляется, человек начинает отмечать, что нет учителя английского языка, или что в школе нет актового зала, или что в неё далеко ходить.
В 2013 году 71,7% родителей надеялись на повышение качества преподавания, обусловленное ростом вознаграждения педагогов. Однако в 2016 году участники исследования констатировали, что этого не произошло - 63,8% респондентов заявили, что увеличение учительских зарплат никак не повлияло на качество образования.
Первый зампред комиссии Общественной палаты по образованию Людмила Дудова пояснила, что растущее недовольство родителей нехваткой кадров имеет основания: если в начале прошлого десятилетия в стране работали 110 педагогических вузов, то сейчас их осталось 39. Вместе с тем, по ее мнению, упало и качество подготовки учителей.
Профессор Института образования НИУ ВШЭ Константин Ушаков отметил, что рост недовольства школами связан с тем, что россияне стали связывать благосостояние и положение в обществе с образованием.
- За последние 10–15 лет в сознании людей упрочняется связь между качеством образования и будущим ребенка, - сказал он - Поэтому они становятся более внимательными к школе. Раньше многие родители рассматривали школу как «камеру хранения». Главное было, чтобы ребёнок был чем-то занят и не попал в тюрьму. Сейчас это уже не так, и, естественно, растёт родительское недовольство.