По данным приставов, последний раз самовольные дома в Улан-Удэ сносились в 2007 году. В этом году, в сентябре, хозяева самоволок вновь столкнутся с принудительным демонтажом.
- Сейчас проводят работы по прохождению на участок с домом, который идёт на демонтаж. Со стороны должника и соседей идёт активное воспрепятствование, - сообщила на пресс-конференции и.о.руководителя УФССП по Бурятии Татьяна Безызвестных. – Должнику, который живёт в доме уже 5 лет, конечно, тяжело, но все воспрепятствования незаконны.
Она подчеркнула, что прежде с ним был проведен целый комплекс мероприятий. Кроме того, сам должник уже воспользовался правом отсрочки – на то, чтобы узаконить участок, или перенести дом самостоятельно, но ничего не сделал.
Дом находится в посёлке Таёжный. В службе предупредили – процесс это нервный, на защиту выйдут женщины, дети, дорогу могут загородить автомобилем. Но решение суда, тем не менее, будет исполнено.
На очереди в этом же посёлке – ещё 3 дома, и один самовольный киоск. Кроме того, приставы уже отправили заявку на выделение средств на демонтаж ещё 5 домов.
Отметим, что все эти годы суд выносил решения о сносе самоволок, и они исполнялись. Однако демонтировали их, в добровольном порядке, сами хозяева. Например, с начала этого года должники сами освободили 17 участков. В службе сейчас находится ещё 192 судебных решения по сносу домов, которые вступили в законную силу. В основном дома находятся в Таёжном, на Левобережье, Стеклозаводе. Истцами, как правило, выступает комитет по управлению имуществом, администрация Улан-Удэ.
В службе подчёркивают, что демонтаж – добровольный или принудительный, предпочтительней сноса. Вместе с тем, эта процедура дороже (она оценивается в 150 тысяч рублей), и её затем должен возместить должник. Если он не оплатит, то всё его имущество, в том числе сруб дома, пойдёт на реализацию в счёт возмещения.
Если же видно, что должник возвратить деньги не сможет, дом сносится. Такая судьба, к примеру, ожидает самоволку на Верхней Берёзовке.
Добавим, в большинстве случаев выясняется, что люди эти участки покупали.
- Должники объясняют, что кто-то когда-то им пообещал, что эти участки будут узаконены, - уточнила Татьяна Безызвестных.
- В основной массе эти люди купили участки у сомнительных людей – по сути, это махинация. Люди поверили, но тоже так наивно поступать нельзя, - отметила председатель общественного совета при управлении Людмила Лумбунова.
К слову, общественный совет сейчас направил администрации города и главе Бурятии письмо с просьбой приостановить действие исполнительных производств, хотя бы до весны.
- Мы будем искать ответы на вопрос, как можно помочь этим гражданам. Есть другие пути, возможно, уменьшение санитарной защитной зоны, или выкуп с торгов этих участков, - заявил она. – Но они выставляются по рыночной цене, и самовольщикам неподъёмны эти суммы. Один из самовольщиков, например, сказал, что лучше купить участок в Нижней Иволге и перевезти дом туда. Мы ищем разные пути.
В то же время Людмила Лумбунова признала, что самоволок в Улан-Удэ очень много, настолько, что порой из-за них нельзя подъехать к законным домам. Напомним, ранее озвучивались данные о том, что в Улан-Удэ более 6 тысяч самовольных построек.