– С него, между прочим, срисовали руль для нашей «Победы», – сообщил Михаил Петрович. – Рядом с ним, вон тот, простенький – это от «виллиса», а пониже – от «студебеккера». Машина тяжелая, а гидроусилителей тогда еще не было, вот и приходилось делать рули с тележное колесо, чтобы вручную повернуть. Видите, даже четвертый луч поставили для крепости.
В коллекции Сергеева представлена вся линейка «волговских» рулей, от первоначального двухцветного варианта (круг черный, середина белая) до белого. Есть рули от «Москвича», есть от «Победы», есть даже от самолёта Ил-12.
На полках выстроены в ряд автомобильные приемники. Еще доисторические, ламповые. Но все в рабочем состоянии. Даже приемник от «Понтиака» 49-го года выпуска с редкой вертикальной шкалой настройки способен выйти в эфир. Только смысла нет выходить. На прежних радиоволнах, когда-то шумных, остался лишь один канал.
Начало музею положила картинная галерея, занявшая одну из стен кабинета. Только вместо картин – автомобильные номера из Японии, Австралии, США, Великобритании. Одним словом, из всех стран, откуда иркутяне привозят свои машины. При их регистрации ГАИ снимала заграничные номера и пополняла сергеевскую коллекцию.
– Каждая страна по своим меркам номера кроит. Мы раньше придерживались американского стандарта, по которому задний номер делался квадратным. Если не ошибаюсь, с 1980 года европеизировались и стали задний и передний изготовлять одинакового размера. Пришлось вместе с номерами и задние сигналы поворотов на «Волгах» и «Победах» менять с американских красных на оранжевые европейские. Одно время даже шли разговоры запретить ввоз американских машин, поскольку их поворотники не вписываются в наши ГОСТы, - рассказал Михаил Сергеев
В центре номерной стены, как голова какого-то тотемного животного, укреплена никелированная решетка автомобильного радиатора.
– Это морда радиатора знаменитого DKV F7, который пользовался огромным спросом в 30-х годах по всей Европе. Вы знаете, откуда у «Ауди» эмблема из четырех колец? Когда в послевоенной Германии разразился экономический кризис, четыре ведущих автостроительных фирмы – «ДКВ», «Хорьх», «Вандерер» и «Ауди» – чтобы выжить, объединились в «Автомобильный союз», эмблемой которого и стали четыре кольца, по числу участников, входящих в этот союз. После войны три автозавода постепенно обанкротились, на плаву осталась лишь «Ауди». Ее хозяева сочли разумным сохранить старую «этикетку», которая к тому времени стала широко известна по всему миру, - говорит хозяин.
Самодельный музей, спрятанный в цоколе «политеха», пополняется по-разному:
– Друзья приносят, знакомые, сам покупаю… Бывает, по интернету какую-нибудь диковинку закажу, даже из Америки присылают.
Но все это по большому счету игра в бирюльки, главное увлечение Сергеева – коллекционирование автомобилей. Через его руки, как он признается, прошло не менее 70 самых разных легковых машин, начиная с БМВ 38-го года выпуска.
Сегодня у Михаила Петровича в приоритете отечественные легковушки. Самое дорогое приобретение (не по цене, а по значимости) – «эмка-пикап», которая выпускалась всего один год – с 1939-го по 1940-й. В войну почти вся серия погибла, до нашего времени дожили лишь пять экземпляров.
– Одна из этих пяти машин – моя. Ей посчастливилось – попала в Маньчжурию. Оттуда ее перегнали в Бурятию, а из Бурятии уже к нам. Я ее разыскал в маленькой деревушке под Олонками. Старик, владелец, умер, а сын продавал. Я восстановил документы, зарегистрировал, поставил номера. Она полностью на ходу, садись и езжай.
На ходу и остальное его автохозяйство: «Москвич-401», «Победа» и «Волга» ГАЗ-21. «Москвича» он приобрел года три назад, и только как промежуточный мостик между «эмкой» и «Победой». Вообще-то, этот малыш ему нравится. Его выпуск освоили после войны, скопировав один к одному с «Опель кадета». Чтобы наладить производство, собрали среди немецких военнопленных автоинженеров и поставили задачу: пока не запустите конвейер, домой не вернетесь.
– Я бы сделал по-другому: отпустил немцев только после того, как они бы начали выпускать «Мерседесы», – смеется Михаил Петрович.
Его привычная рабочая лошадка – «Волга» ГАЗ-21. Он уже три таких «Волги» изъездил. Нынешняя досталась ему, можно сказать, в идеальном состоянии, с родными болтами и гайками и смехотворным пробегом в 40 тысяч километров. Владелец был крупным чиновником и катался на персоналке, садясь лишь изредка за руль своей машины.
– Я знал такого. Его личная «Волга» безвылазно стояла в казенном гараже. Туда он наведывался раз в три месяца. Обойдет, бывало, вокруг машины, постучит ногой по колесу, сделает глубокомысленное лицо и командует механикам: что-то глушитель поржавел, поменяйте. Потом сын у него вырос, сел за руль и мигом «уделал» машину.
Как бы ни уважал Сергеев «Волгу», любимицей остается «Победа». Он даже в свою электронную почту, как брелок к ключу, вплел аббревиатуру «М-20». Через пару лет его старушке стукнет 60, но бегает она как молодая.
«Победе», между прочим, прочили другое название – «Родина». Помешал товарищ Джугашвили. Когда ему демонстрировали машину, спросил: «По какой цене вы хотите родину продавать?».
Кстати, о ценах. «Москвич» стоил 8 тысяч рублей, «Победа» – 16 тысяч рублей, а «ЗИМ» – 40 тысяч рублей. Для справки: средняя зарплата рабочих и служащих Советского Союза составляла в 50-х годах примерно 600 рублей. Если со временем за «Москвичами» и «Победами» даже выстроилась очередь, то «ЗИМ» продавался совершенно свободно, сообщает газета «Областная».