«Алкоматы» по продаже «фанфуриков», или «фунфыриков», — спиртовых настоек и антисептиков, не предназначенных для приема внутрь, возникают в российских городах как грибы после дождя. Только на прошлой неделе эти аппараты были обнаружены в Калуге, Чите и Новоуральске. Представители Общественной палаты уже обратились в Госдуму с просьбой законодательно запретить продажу спиртосодержащей продукции через уличные автоматы, ведь купить ее могут не только взрослые, но и дети.
Между тем бизнес-СМИ в шутку называют производителей алкоматов «гениями маркетинга», которые умело освоили сомнительный с точки зрения этики и законодательства бизнес: начиная от слогана («Нам кризис как ветер в паруса!»), заканчивая полезными советами для начинающих предпринимателей («Настраиваете автомат так, чтобы иногда он якобы случайно выдавал два пузырька вместо одного, — это проверенный способ активировать взрывную рекламу по сарафанному радио», «Загружаете автомат так, чтобы каждая пятая бутылка была 95% вместо стандартных 75%, это вызовет некоторый азарт и дух соревнования между покупателями, проверено, работает»).
«Газета.Ru» решила разобраться, кто эти «гении маркетинга», занимающиеся распространением «алкоматов». В интернете нашлись три, практически идентичные внешне, но не аффилированные друг с другом конторы, которые предлагают начинающим предпринимателям один и тот же аппарат по продаже «фанфуриков» (всего по 20–30 руб. за 99 г). Все три фирмы — «Боярка-24», «Бояра-24» и «Боярин-24» — обещают своим клиентам быструю окупаемость и доход в сотни тысяч рублей уже через пару-тройку месяцев.
Как выяснила «Газета.Ru», между тремя поставщиками автоматов идет довольно жесткая борьба за рынок — по крайней мере, в телефонных разговорах представители этих фирм обвиняли друг друга в плагиате и настаивали, что именно их компания была первой, кто начал автоматизировать продажу настоек боярышника и его производных.
Две компании («Боярка-24» и «Боярин-24») находятся в Москве, а «Бояра-24», если верить их представителю, поставляет автоматы из Ижевска.
Схема продажи автоматов у всех трех фирм оказалась одинаковой: предварительно необходимо перевести на счет 2–3 тысячи руб., после чего через интернет пересылается договор купли-продажи, а также договор на доставку с одной из крупных логистических компаний. При этом все представители стараются не давать покупателю свои реквизиты до перевода первого взноса.
«Мы отправляем автомат в ваш город, при поступлении на терминал вы оплачивается остаток стоимости (то есть 31 500 руб.). Мы разблокируем груз, вы получаете», — написал корреспонденту представитель «Бояры-24» Андрей Величков.
Ни в интернете, ни в базах данных нет какой-либо информации о фирмах, связанных с продажей «алкоматов» в Ижевске. Единственное, что действительно может подтверждать связь «Бояры-24» с Ижевском, — это их реклама. Вместе с тем, по данным Znak.com, именно в Ижевске располагается один из заводов, занимающихся производством «фанфуриков». По словам источника издания, опасаясь лишения лицензии на продажу лосьона, заводы по максимуму заполнили свои склады бутылочками с косметической жидкостью, но из-за бешеной популярности этого товара долго они там не пролежали — сейчас эти склады пустуют.
Другой игрок на рынке «алкоматов» — «Боярин-24» — оказался напрямую связан с игорным бизнесом. Рабочий телефон «Боярина» и координаты менеджера полностью совпали с данными, размещенными на сайте по продаже электронных покерных столов. Также e-mail менеджера был указан в твиттере «первой в России школы покера на электронных покерных столах». На сайте этой «школы» указано, что покерные столы используют программное обеспечение CashPokerPro. В свою очередь в сертификате Таможенного союза на данное программное обеспечение говорится, что изготавливает это ПО фирма «Профи Центр», учредителем которой является Сергей Туз. По данным «Картотеки.Ру», ООО «Профи Центр» занимается дополнительным профессиональным образованием, а Сергей Туз также возглавляет несколько торговых и строительных фирм.
Менеджер Вера подтвердила корреспонденту «Газеты.Ru», что они также являются фирмой по продаже игорного оборудования.
По ее словам, производителей «алкоматов» можно назвать «смежной» фирмой, входящей в единый холдинг. «В принципе, это два разных производителя, но они партнеры», — добавила девушка.
Автоматы фирм «заточены» под стандарт, заданный еще в начале 2000-х самарскими компаниями «Медстар» и ООО «Гиппократ». Все они связаны с холдингом «Биомед», основателем которого является Дмитрий Островский. Самарские СМИ называют его Дон Фанфурик, поскольку именно его считают главным бенефициаром производства этих жидкостей.
Согласно финансовым отчетам, в 2015 году «Медстар» заработал всего 25 тысяч рублей, зато выручка «Гиппократа» составила 1,2 миллиардов, из них 7 миллионов рублей — чистой прибыли. «Медстару» принадлежат 66 сертификатов на производство косметических жидкостей для ухода за лицом и кожей. Среди них — лосьон с экстрактом боярышника, тоник с экстрактом красного перца, лосьоны «хлебный» и «на бруньках». По данным базы арбитражных дел, полиция периодически привлекает представителей «Медстара» к экспертизам аналогичных лосьонов, изъятых на складах.
Между тем, по данным Роспотребнадзора, от злоупотребления алкоголем в России ежегодно умирает около 500 тысяч человек. Ежедневно или через день пьют алкогольные напитки, включая пиво, 33% юношей и 20% девушек. Но если в магазинах несовершеннолетним спиртные напитки продавать запрещено, то лосьон в «алкоавтомате» способен получить даже детсадовец.
«Принципиально важно, чтобы эти лосьоны не были доступны детям. Ведь они могут их выпить, и товар в принципе продвигается как алкогольный напиток — крупнее всего на автоматах пишут 95% или 75% спирта, красным цветом. Единственный способ оградить детей — запретить эти вендинговые аппараты», — считает председатель координационного совета Общественной палаты по защите граждан России от наркотиков, алкогольной и табачной зависимости Султан Хамзаев. Общественник обратился к председателю Госдумы Вячеславу Володину с просьбой дать профильным комитетам поручение «рассмотреть возможность совершенствования правового регулирования» относительно настоек. При этом Хамзаев поясняет, что единственный выход — запретить такую торговлю.
Впрочем, 2016-й может стать последним годом расцвета индустрии «фанфуриков». В начале октября источник ТАСС в Росалкогольрегулировании сообщил, что в 2017 году косметические лосьоны боярышника будут продаваться только в специализированных местах и попадут под контроль Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС), созданной для учета производства этилового спирта и алкогольной продукции.