Как известно, сегодня превышение разрешенной скорости в городах и поселках больше влияет на число ДТП, чем даже езда некоторых водителей подшофе. Если ездить пьяными рискуют сегодня немногие, то вот любителей нажать на педаль газа выше разрешенных в городе 60 км находится гораздо больше.
Поэтому когда с 2013 года в Улан-Удэ началась массовая установка стационарных видеокамер, число нарушений было настолько велико, что закупленные за счет бюджета республики видеокомплексы «Арена» быстро окупились. Вдобавок в конце 2013 года 100-рублевый штраф за превышение установленной от 10 до 20 километров в час был заменен на 500 рублей, что в несколько раз увеличило поступление доходов в бюджет Бурятии (свыше 120 млн. рублей в 2014 году).
Дело в том, что административные штрафы сегодня поступают целиком в республиканский бюджет и чиновникам выгоден рост числа штрафов. Именно поэтому с подачи главы РБ Вячеслава Наговицына в 2014 году было закуплено дополнительное количество электронных «смотрящих».
Это дало новый импульс для роста денежного потока, пока в конце 2014 года практически все стационарные комплексы видеофиксации не столкнулись с резким падением доходности. Многие водители изучили все места установки стационарных видеокамер и не горели желанием финансировать зарплаты чиновников. Тогда в конце 2014 года, чтобы выжать максимум из водителей, чиновники Бурятии подписали соглашение с одним из заводов, выпускающих более мощные и универсальные видеокомплексы «Кречет-С». Эти хитрые устройства практически незаметны на столбах и фиксируют нарушения в четырех полосах дороги в обоих направлениях.
Завод поставил в регион 17 «Кречетов» на общую сумму около 70 миллионов рублей с тем, чтобы к концу года эти устройства окупили себя и выручка пришла на завод.
В первое время «Кречеты», которые заменили огромные, устаревшие «Арены», весьма эффективно опустошали карманы незадачливых водителей. Например, только один «Кречет», установленный в июне на федеральной трассе в с. Ильинка Кабанского района, «наколотил» штрафов на 2 млн. рублей, в июле — почти на 1,9 млн. рублей, тем самым окупив себя за два месяца. Дальше — бешеная прибыль.
Но безусловным «лидером» среди электронных «смотрящих» остается все же видеокомплекс «Кордон», расположенный в Улан-Удэ на трассе М-55 возле отворота на Поселье. Эта электронная штука за 7 месяцев 2015 года засняла аж 16 тысяч автомобилей, превышающих скорость, и «нащелкала» у водителей более 8 миллионов рублей! Особую проблему для автомобилистов-водителей этот хитрый прибор доставляет и по причине высокого дорожного трафика и тем, что разрешенная скорость здесь всего 50 км в час.
Бурятские чиновники, видимо, рассчитывали, что, установив рекордное число видеокомплексов (40 штук), а это намного больше, чем в соседних регионах (например, в Иркутске стоит всего 15 видеокамер), они поимеют с автомобилистов сотни миллионов рублей. Поначалу казалось, что так и будет. Но уже первые месяцы 2015 года показали резкое падение прибыльности как новых, так и старых комплексов. Например, «Кречет», установленный в мае в Улан-Удэ на ул. Борсоева, 73, за первый же месяц «наколотил» 1439 постановлений, в июне — только 312, в июле — лишь 284. Несколько камер (на проспекте Автомобилистов, в Гремячинске, Перекрестке) вообще в июле показали нулевую работу, не зафиксировав ни одного нарушителя. Все большее число водителей изучило места расположения видеокамер и не рискует ездить свыше 60-70 км в час. И сегодня значительную долю «штрафников», попадающих под прицел видеокамер, составляют сельские жители, не знающие расположения видеокамер в Улан-Удэ и часто не имеющих антирадаров-детекторов. Кроме того, на общее снижение скорости в городе повлияли не только видеокамеры, но и ямы на дорогах — как результат слабой ремонтной кампании в Улан-Удэ. Фактически в 2015 году при огромных вложениях в средства видеофиксации в Бурятии небольшой прирост числа штрафов обеспечили лишь три самые эффективные видеокамеры — вышеупомянутый «Кордон» возле отворота на Поселье, «Кречет» возле п. Исток и электронный «пернатый» в п. Ильинка, где многие водители попадают на штраф в связи с ограничением скорости в 40 км. Тем не менее в ГИБДД результатами работы видеокомплексов довольны.
— В местах установки стационарных видеокомплексов произошло значительное снижение аварийности на дорогах, чего мы все и добивались, — отмечает врио начальника центра автоматизированной фиксации административных правонарушений ГИБДД Василий Дадуев. — Необходимо соблюдать правила дорожного движения и двигаться с разрешенной скоростью, и тогда дисциплинированные водители не будут иметь никаких административных проблем. Только и всего.
По словам Саяна Будаева, инспектора по пропаганде УГИБДД по РБ, за 7 месяцев 2015 г. в Бурятии число ДТП с пострадавшими снизилось на 12% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и погибло на 10 человек меньше, чем годом ранее, сообщает «МК в Бурятии».