Дом памяти
Екатерина Владимировна Густова с 1998 года живет в старом полуразвалившемся домике по улице Линховоина. Внутри уютно и чисто. Но когда приглядишься к обстановке вокруг, становится страшно. Дело в том, что, несмотря на то, что супруг Екатерины погиб на войне в 2001 году, в доме все выглядит так, как будто он жив и только вчера вышел из дома. На стене висит его начищенная и отутюженная форма. Висят его портреты. На видном месте лежат берет, кобура, рация, дубинка, медали и ордена.
В другом уголке на полках стоит коллекция вин и коньяков, которую когда-то начал собирать Александр. Теперь ее продолжает собирать его вдова. Коллекция постоянно растет, новые экспонаты любовно выстраиваются рядами на полках: «Для Сашки». Специально для любимого мужа Екатерина даже построила в доме настоящий камин, соорудив его из обычной старой печки: «Это была мечта моего Саши, я это сделала для него». Под самым любимым портретом красивого молодого парня всегда стоят живые цветы, горит лампадка. Этот мир, где любовь всей жизни как будто жива, Екатерина Густова бережно хранит уже 14 лет. И, несмотря на то, что многие гости приходят в шок от увиденного, она не может заставить себя расстаться с любимым, убрав все его вещи и начать жизнь заново. Все это время она не только хранит память о нем, но и до сих пор верна своему мужу.
- Вы знаете, лучше, чем Саша, я не нашла. А на худшее я размениваться не хочу. Некоторые ругают меня, что я это все храню в доме. Что так нельзя. Но не могу я все это убрать! Может быть, когда-нибудь я проснусь и пойму, что этого мне больше не надо, но пока что мне легче так жить, представляя, что он рядом, - говорит безутешная вдова.
Всего пять лет прожили вместе муж и жена Густовы. Но это время по сей день Екатерина считает самым счастливым временем в своей жизни. Познакомились они случайно, в кафе. Разница в возрасте (Катя была его старше на 10 лет) не смутила парня. Влюбленные вскоре стали жить вместе, но перед этим Александр настоял на том, чтобы они зарегистрировались. По воспоминаниям Екатерины, несмотря на юный возраст, Саша всегда и во всем был настоящим мужчиной. Падчерицу Веронику, которая была тогда еще школьницей, он принял как родную дочь, и та, не задумываясь, почти сразу стала называть его папой. Потом была работа в ОМОНе, потом боевые командировки. Муж старался делать все, чтобы его семья ни в чем не нуждалась. Трагическая гибель парня перечеркнула все планы молодой семьи.
Есть в доме Густовых еще одна картина. На ней художник маслом нарисовал влюбленную пару. На ней Александр ласково обнимает Катю. Спустя какое-то время после гибели мужа на картине появились загадочные изменения. Теперь на изображении отчетливо видно, как из глаз нарисованной девушки как будто вытекает слеза. После всего увиденного на сердце становится тяжело и очевидно, что в данном случае нет речи о том, чтобы время могло залечить раны и горечь потери Екатерины Густовой. Этот траур будет длиною в жизнь.
Деньги сквозь пальцы
В 90-е годы в дом на Линховоина молодая семья Густовых переехала жить с согласия родственников Александра. Тогда это было, скорее, временным пристанищем. Когда произошла трагедия и Екатерина осталась с ребенком одна и без своего жилья, встал ребром жилищный вопрос. Как вдова бойца, погибшего на войне, Екатерине полагалась материальная помощь. Федеральные деньги были выделены, но почему-то на порядок меньше, чем ей полагалось по закону.
На 150 тысяч рублей, предоставленных государством, подыскать даже пусть однокомнатную квартиру не удавалось. Пока Екатерина билась, чтобы сумма была пересмотрена, и писала по инстанциям, хозяева дома поставили вопрос ребром. Либо из нашего дома уезжай, либо выкупай его.
Дело было зимой. Съезжать куда-то с дочкой, все бросать - Екатерина оказалась перед сложным выбором. Порешили на том, что дом она выкупит, хозяину дома она заплатила 35 тысяч рублей (по тем временам это была хорошая цена за старый покосившийся домишко), он в ответ передал ей все документы, написал доверенность и выписался. Временно вопрос с жильем как будто решился, но прожить всю жизнь в старой хибаре, конечно, в планы Екатерины не входило.
После обращения к Путину вдове, наконец, выделили недостающие средства на жилье. И тут вызвалась помочь женщина, знакомый риелтор. Директор одного из агентств недвижимости забрала деньги и пообещала, что через месяц-два предоставит Екатерине подходящий вариант квартиры. Но ни спустя два месяца, ни через год обещание не было исполнено. Когда спустя год Катя потребовала вернуть свои деньги, ей ответили откровенно и просто: «А денег нет».
Потом нечистоплотного риелтора вызывали на ковер к министру МВД и обвиняли в покушении на самое святое. Риелтор в ответ написала расписки, обязуясь расплатиться когда-нибудь. Затем были суды. Но взыскать всю украденную сумму с воровки сразу же не представлялось возможным. Руководитель агентства недвижимости выплачивала долги частями. Часть долга по сей день так и осталась невыплаченной. Осознав, что теперь мечту о новом жилье придется забыть, все вырученные по судам средства Екатерина Густова вкладывала в ремонт своего дома, который был в плачевном состоянии. Был сооружен и пристрой к дому.
Контрольный выстрел
Но жизнь идет своим чередом. Сейчас в Улан-Удэ встал вопрос о реконструкции центральных улиц, и в том числе улицы Линховоина, где проживает Екатерина с дочкой.
Как сообщал «Байкал-Daily», к 350-летнему юбилею Улан-Удэ в городе планируется преобразовать исторический центр. Речь, в частности, идет о территории бывшего Удинского посада, который находится в границах улиц Набережная, Линховоина, Банзарова, Ленина, Коммунистическая. В октябре 2013 года администрация Улан-Удэ сообщила о том, что земли и здания в этом районе у жителей будут изымать. Взамен на этой территории будут воссоздавать прежний исторический дух этой части города.
Что касается улицы Линховоина, то ее предполагается сделать «торговой», с множеством небольших магазинчиков для туристов, ремесленными мастерскими, где будут изготавливаться сувениры. А сами обновленные здания будут уже не просто жилыми домами, а туристическими объектами. Освобожденные от жильцов дома будут отданы инвесторам. Частные фирмы получат дома в крайне привлекательном районе в обмен на обязательства по полной реконструкции, приведению их к тому самому «историческому» виду и размещению туристических объектов. Если же на какие-то из домов инвесторов не найдется, реконструкцию возьмут на себя власти, после чего объекты будут выставлены на продажу.
Весть о том, что теперь никому не нужные ветхие домишки выкупает у горожан администрация города, быстро докатилась и до бывшего хозяина дома, в котором сейчас живет Екатерина Густова. Самое страшное, что до этого самого момента ничего не подозревающая женщина так и не успела переоформить документы на право собственности на свое имя. Срок действия старой доверенности тоже давно истек.
Хозяином дома юридически по-прежнему остается прежний владелец дома, некогда продавший свой дом Екатерине и получивший за него деньги. Однако теперь, когда была озвучена красивая сумма – 1 млн 650 тысяч рублей, которую город готов заплатить за данный дом на Линховоина, прежний хозяин внезапно вспомнил о своей недвижимости. И вдруг заявил, что передумал отдавать дом Екатерине. Перед такой суммой денег оказались бессильны и родственные связи, и взывание к совести, и память о погибшем, и вообще какие-либо прежние договоренности. Теперь Екатерину Густову вместе с дочерью просто выкидывают на улицу и просят освободить дом, в который она вложила немалые федеральные средства, в котором она прописана и проживала больше 15 лет.
- Когда-то недобросовестный риелтор поставила меня на колени, сейчас хозяин дома сделал контрольный выстрел. Я не знаю, что нам делать и где жить теперь. Мы оказались на улице. Я обращаюсь через газету к главе республики Вячеславу Наговицыну: «Помогите нам решить жилищный вопрос, мы не знаем, что нам теперь делать и как жить дальше!» - в отчаянии взывает Екатерина Густова.
Екатерина Владимировна сейчас находится в полной растерянности и надеется также на помощь неравнодушных людей. Она просит всех, кто может ей хоть как-то помочь, пусть даже хотя бы просто советом или юридической консультацией, - выйти на нее, сообщает «Номер один».Телефон Екатерины Густовой можно взять в редакции газеты.