Рассчитывать и прогнозировать курс доллара никто не берется, что создает еще более нервную ситуацию на рынке. Местные продавцы просто сидят в ожидании пессимистичных новостей от поставщиков.
Те, в свою очередь, поголовно, закидали письмами о повышении цен на весь ассортимент. Местные торговые компании и федеральные сети оказались в «вилке» между платежеспособностью населения, и новой реальностью. Они пока держат свои розничные цены на прежнем уровне, с целью не шокировать покупателей, и обеспечить себе хоть какой-то оборот с продаж.
Однако так долго продолжаться не сможет. Вслед за письмами о повышении цен, придёт сам товар - по новым ценам. Как поясняют в торговых сетях, приход товаров по новым отпускным ценам ожидается в первой декаде ноября, и торговым сетям уже без вариантов придется повышать цены в торговых залах. У них не останется рычагов для сдерживания цены на прежних уровнях.
Причем речь идет не только об импортных товарах с Кореи или Европы, но и российских производителях, в том числе находящихся в более демократическом ценовом сегменте. Есть российские бренды и российская же сборка, однако комплектующие остаются импортными. Поэтому российская прописка не убережёт и этот сегмент от валютного давления на ценообразование.
Кстати, если курсы валют будут идти в рост такими же темпами, то часть импортной «белой», цифровой и бытовой техники может вообще исчезнуть с прилавков магазинов Улан-Удэ. Дорогие и качественные холодильники, плиты, стиральные машины, телевизоры импортной (не российской) сборки просто перестанут закупаться у производителей из-за неадекватной цены. Бессмысленно везти сюда партию условных холодильников, которые никто не сможет купить.
Как поясняют эксперты, сейчас товарная масса импортной сборки класса «премиум», которая есть на складах российских дистрибьюторов, еще как то вписывается в платежеспособность населения Улан-Удэ. Но эти товары закончатся. А новый импорт из Европы будет под вопросом из-за высокой цены. Доходы у населения не будут ведь расти в соответствии с темпом курсов валют.
Прогнозировать рост цен до процента ни на конец 2014, ни тем более на будущий год также эксперты не рискуют. Как они объясняют:
- Поставщики у всех улан-удэнских продавцов одни и те же. Например, компания Merloni - производитель товаров Indesit, Ariston. Она поставляет товары всем сетям Улан-Удэ – «М-Видео», «Эльдорадо», «Славия-Тех» и другим. Merloni уже заявили о повышении цен на 10%. Причем они могут повышать таким образом цены каждую неделю, отправляя письмо за письмом. Есть и такие случаи. Hansa, например повысила цены трижды за последние два месяца, каждый раз на 5-10%.
Кстати санкции на сложности рынка бытовой и цифровой техники почти не повлияли. Практически все производители, лидеры мирового рынка, разместили свои сборочные производства в России. Поэтому политические взаимоотношения России и остальных стран их никак пока не коснулось. Проблемы рынка имеют сугубо экономическую подоплеку, и прежде всего резкий рост доллара и евро по отношению к рублю.
Банки, расположенные в Улан-Удэ, также не смогут сильно вмешаться и изменить проблему возможного обвала рынка «цифры» или «белой техники». По словам представителей торговых компаний, банковский сектор России испытывает огромные проблемы. Все банки без исключения, резко повысили требования к потенциальным заемщикам. Фильтрация жёсткая. Задолженность по коммунальным платежам - отказ, разовый просроченный платеж по кредиту - отказ, испорченная кредитная история - отказ. К тому же Бурятия итак один из самых закредитованнызх регионов страны, и банки знают о долговой нагрузке среднего улан-удэнского покупателя. Некоторые банки уже заявляют о возможном уходе из торговых залов. Потребительское кредитование перестает быть интересным для банковского сектора в силу больших рисков.
В этой связи, в среднесрочной перспективе, становится непонятным будущее самих торговых сетей специализирующихся на продаже этого ассортимента. Как поясняют эксперты, в более сложном положении окажутся федеральные торговые сети, размещенные в Бурятии. В городе с населением в полмиллиона человек работают шесть федеральных гипермаркетов (М-Видео» и «Эльдорадо»), каждый из них 2-2,5 тысяч квадратных метров. Это слишком много в условиях мирной жизни, и тем более в условиях кризиса. При падении спроса, который будет совершенно точно из-за высоких цен, возможны закрытия некоторых магазинов. Необходимо еще учитывать дорогое содержание этих объектов, с учетом энерготарифов в Бурятии.
Эксперты предполагают, что торговый кризис будет долгий. Поэтому, советуют делать покупки уже сейчас. Тем более, что практика так называемого «отложенного спроса», когда семья долго собирается, выбирает или подгадывают под дату, может не сработать. Можно прийти с суммой в магазин, и увидеть ценник в полтора-два раза выше ожидаемого. Или вообще не увидеть предполагаемый товар - его просто сюда не привезут, из-за отсутствия спроса при увеличении отпускной цены в Европе или Азии.