Московский корреспондент финской газеты Helsingin Sanomat решил совершить путешествие через всю Россию. Для этого он купил старенькую подержанную «Ладу» и отправился в долгое автопутешествие от Выборга до Владивостока.
«Часто говорят, что крупные города России и остальная часть страны — совершенно разные миры. Также существует мнение, что сельская местность России не изменилась за последние сто лет. Последнее — не совсем правда… Представления о России недостаточны — наверное, поездка на «Ладе» поможет узнать больше», - написал журналист, отправляясь в поездку.
Его путь пролегал и через озеро Байкал. Путешествие из Выборга началось 1 мая, на берегу Байкала журналист побывал уже 23 мая и даже искупался в озере.
«Двухдневное восточносибирское жаркое лето закончилось дождем со снегом на пути из Иркутска вдоль южного берега Байкала к Дальнему Востоку и Улан-Удэ, столице российской республики Бурятии.
Дорога извивалась серпантином по невысоким горам, и скоро дождь со снегом перешел в настоящий снег. В конце концов, дорога спустилась к маленькому городу Култук, самому западному на побережье Байкала.
Вдоль южного берега Байкала шла отличная дорога. Вблизи села Выдрино у дороги голосовал мужчина в камуфляже. Автостоп! Редкая роскошь.
…
Подсевший ко мне у берега Байкала в Выдрино мужчина в камуфляже, Женя Вагин, 38 лет, был человеком, настроенным очень положительно. Он ехал домой в поселок Каменск, в 150-ти километрах отсюда.
Женя переехал сюда, на юг Байкала, к своим бабушке и дедушке. Я не восхищался местной природой и пейзажами. Мой попутчик же оказался настоящим любителем природы. Он гордился тем, что этой зимой наконец увидел редкую байкальскую нерпу.
Я спросил, где можно остановиться, чтобы поплавать в Байкале, говорят, купание в его воде творит чудеса. Женя на мгновение задумался и предложил место с песчаным берегом и переходом под Сибирской магистралью. Железная дорога как раз проходит между автодорогой и берегом.
В нужном нам месте велись строительные работы, зная о которых я объехал ряд грузовиков. Прямо там я не хотел останавливаться, и местный гид предложил следующее место в западной части небольшого городка Бабушкин.
Когда мы добрались до нужного места, стало понятно, почему Женя его выбрал: под железнодорожным мостом течет источник, из которого он набрал чистой воды во все пластиковые бутылки, которые нашел у дороги. Здесь, говорят, лучшая вода, и она полезна для детей».
24 мая журналист добрался до Улан-Удэ и посетил Иволгинский дацан. В своём рассказе для газеты журналист подробно рассказал историю Хамбо ламы Итигэлова и вставил рассказ ещё об одном направлении буддизма, с которым ему довелось познакомиться в Новосибирске.
«Группа монгольских туристов стоит перед самым красивым храмом Иволгинского буддистского монастыря, который находится недалеко от столицы Бурятии Улан-Удэ. По словам гида, после отмены визового режима с Россией год назад монгольские туристы активно едут через границу на север.
Условия, в которых проживают на территории монастыря 150 учеников, монахи и лама — вполне сносные. Однако, главная «достопримечательность» этого места находится внутри самого красивого храма. Это Даши-Доржо Итигэлов, или Пандито Хамбо-Лама XII, который умер в 1927 году. Или, по мнению его последователей, никогда не умирал вовсе.
…
Сейчас монахи продают билеты, чтобы посмотреть на умершего ламу, сидящего в позе лотоса. Тридцатилетний ученик Доржо показывает мне территорию. Он рассказывает о том, что родился в деревне и вел плохую жизнь, пока не изменился три года назад.
…
Традиционный тибетский буддизм пришел в Россию через Монголию уже в XVII веке. Профессор Бурятского государственного университета в Улан-Удэ Тимур Бадмацыренов говорит, что буддисты нынешней России не находятся в бедствующем положении, хотя государство и поддерживает православную церковь сильнее.
Профессор Бадмацыренов напоминает, что подобный «буддизм интеллигенции» существует в России уже давно. Новую волну он пережил в уже в 1970-х годах, как и другие религии: это был способ инакомыслящих показать, что официальное советское мировоззрение их не волнует.Но религия — это всегда еще и политика, и особенно разговоры о буддизме: для Китая Далай-Лама — как красная тряпка для быка. Теплятся ли в бурятских храмах сепаратистские идеи? «Нет, — отвечает Бадмацыренов. — Бурятский буддизм — это сугубо российское явление».
Подробнее на портале ИноСМИ.