26 апреля

25 апреля

Популярное

Жители Бурятии усыновляют детей ради сохранения своих сёл

Жители Бурятии усыновляют детей ради сохранения своих сёл
Общество,  Фото:pixabay.com
Почти все приёмные дети - русские, а приёмные родители – буряты

Жители малых сёл Бурятии берут детей из интернатов, чтобы сохранить школы как жизнеобразующие предприятия, а в итоге и сами сёла. Такой вывод сделали авторы исследования «Экономика усыновления как стратегия выживания малых сёл», представленного на круглом столе Фондом поддержки социальных исследований «Хамовники».

В рамках экспедиции авторы работы Вера Галиндабаева и Николай Карбаинов из Социологического института РАН посетили несколько регионов России. В Бурятии они изучали ситуацию в Улан-Удэ, улусах Элысун, Тохорюкта, Барун-Хасурта, сёлах Хоринск, Баргузин и Курумкан, где провели десятки интервью с приёмными родителями, детьми, сотрудниками органов опеки, директорами школ и интернатов и др.

Основные мотивы усыновления, по их мнению – это спасение села (через спасение школы), сохранение профессиональной деятельности (в первую очередь, учителям и работникам культуры) и получение дохода от неё, дополнительный доход и благое деяние.

Как отмечают авторы исследования, в среднем, если в школе учится менее 35-45 человек, она является малокомплектной и попадает под риск закрытия. Примерно 60% сельских школ – малокомплектные. Социально-экономическая ситуация в малых сёлах (до 500 человек) примерно одинакова и слабо зависит от благосостояния региона в целом. При этом школы в таких населённых пунктах являются по сути селообразующими. И уже в первые годы после закрытия образовательного учреждения население сокращается в 2-3 раза. Чтобы избежать закрытия школы и упадка села, сохранить работу по специальности, жители нашли выход в усыновлении.

Усыновление здесь можно рассматривать как способ выживания села, при этом оно предполагает снятие нагрузки с государства за счет приёмных семей.

Ситуация выгодна всем, поясняет автор проекта Вера Галиндабаева: «государству содержание ребёнка в приёмной семье обходится кратно дешевле, чем в интернате (дотации на одного ребенка в семье от 100 тыс. рублей до 600 тыс. рублей в год против 400 тыс. – 4 млн. рублей в интернате). Детские дома закрываются. В большинстве приёмных семей складываются почти родственные отношения. Родители получают не только государственные субсидии, но и возможность продолжать свою профессиональную деятельность, сохраняя рабочее место».

Мифы

Авторы исследования опровергли три мифа. Первый миф - приёмных детей берут из-за денег. Финансовая мотивация, как отмечают авторы исследования, не является основополагающей. «Есть категории людей, которые рассматривают это как заработок, но на практике, если вы не любите детей, то вы почти наверняка прогорите на этом промысле», - говорит руководитель исследования Вера Галиндабаева.

Второй миф - для использования их труда в сельском хозяйстве. Масштабы личного подсобного хозяйства населения в целом значительно сократились, оно не является значимым источником ресурсов для большинства домохозяйств. При этом «дети либо сами инициативно помогают приёмным родителям, либо не помогают вообще, манипулируя законами о своих правах. К среднему возрасту этим знаниям дети хорошо обучены в интернатах и детских домах», - отмечает Николай Карбаинов.

Третий миф - детей берут из-за любви. Скорее, как признавались родители в ходе бесед, ими движут в том числе альтруистические мотивы, часто основанные на религии. Буян (бур. яз.) – благое деяние в буддизме, считается условием хорошего перерождения в следующей жизни.

- Религия вплетается в экономику усыновления, укрепляя социальную, а не экономическую составляющую отношений между приёмными родителями и детьми. Например, русские дети становятся буддистами в бурятских семьях, - рассказывают авторы исследования.

При этом в семьях складываются очень тёплые отношения, а смена религии происходит от любви и уважения к родителям.

В Бурятии почти все приёмные дети русские, а приёмные родители – буряты. Детей-бурят очень мало в интернатах, поэтому приёмные родители берут тех, которые были доступны в ближайшем детском доме.

- Почти все дети приобщились к буддизму и /или шаманизму за время проживания в бурятских семьях. В интернатах все дети, считающиеся русскими, проходят обряд крещения и приходят в семью уже с православными атрибутами – крестиком и свидетельством о крещении. Однако кроме крещения дети не участвовали в других православных обрядах. Обращение к буддизму способствует укреплению отношений с приёмными родителями, - заключили авторы исследования Фонда поддержки социальных исследований «Хамовники».

Уважаемые читатели, все комментарии можно оставлять в социальных сетях, сделав репост публикации на личные страницы. Сбор и хранение персональных данных на данном сайте не осуществляется.

Читают сейчас

Большинство улан-удэнцев оказались любителями приврать в резюме
Общество, 26.04.2024
Чаще всего они приукрашают свои профнавыки и опыт
В Улан-Удэ сделают тротуары с велодорожками на улице Бабушкина
Общество, 26.04.2024
Ремонт проводится на участке от Трубачеева до БКМ
В Улан-Удэ представили «Легенды долины Тунки»
Общество, 26.04.2024
«Байкал-Dailу» представляет фоторепортаж Сергея Тарасенко с открытия выставка самобытного мастера Владимира Убашеева
В Бурятии ветеранам перед Днём Победы перечислят по 50 тысяч
Общество, 26.04.2024
В Минсоцзащиты рассказали, кто получит единовременные выплаты
Пункт мониторинга мерзлоты заработает в Бурятии
Общество, 26.04.2024
Система мониторинга состояния многолетней мерзлоты охватит всю территорию её распространения – это 65% площади страны
Жителям Бурятии объяснили, как спасти детей от падения из окон
Общество, 26.04.2024
Спасатели посоветовали ограничить к ним доступ
Лидер российских буддистов рассказал о важности родовых дацанов на примере Монголии
Общество, 26.04.2024
Он заявил, что некоторые покидают соседнюю страну «как перекати-поле»

В Улан-Удэ из-за подготовки к параду Победы перекроют улицы
Общество, 26.04.2024
Движение в центре города будут ограничивать три дня
В улан-удэнском СИЗО насчитали более 30 военнослужащих-самовольщиков
Общество, 26.04.2024
Бурятский омбудсмен рассказала, почему попавшим туда участникам СВО пришлось оставить свою часть
^