Его фигурант — бывший инспектор Счетной палаты России Павел Еремеев накануне дал следствию признательные показания. «МК» стали известны любопытные подробности этого дела.
Примерно в середине 2002 года Счетная палата РФ по инициативе ряда депутатов Государственной Думы запланировала провести в Бурятии комплексную проверку целевого использования средств, выделенных ей из федерального бюджета в 1999-2001 годах. Сроки проверки совпали с очередными выборами президента Бурятии, назначенными на июнь 2002 года. Это щекотливое и крайне неудобное для «чистых выборов» обстоятельство привело основного претендента на кресло главы региона, тогдашнего президента Бурятии Леонида Потапова, в служебный кабинет аудитора Счетной палаты Сергея Рябухина с просьбой перенести сроки комплексной проверки хотя бы на месяц.
Аудитор Рябухин не смог отказать Леониду Потапову в просьбе, но, воспользовавшись случаем, настоятельно рекомендовал президенту усовершенствовать бюджетный процесс в Бурятии. И лично представил коллегу по палате Павла Еремеева и его предложение «о разработке и внедрении в республике государственной автоматизированной системы финансового планирования и управления закупками для государственных нужд». На что Леонид Потапов дал «свое принципиальное согласие».
Возможно, именно в этот момент у аудитора Счетной палаты России Павла Еремеева созрел криминальный план.
Он поручил подельникам отыскать на просторах России фиктивную коммерческую организацию, зарегистрированную на подставное лицо. И такая организация нашлась. Ею стала фирма-однодневка с говорящим названием ООО ТК «Кримсон», оформленная в Ярославской области на утерянный паспорт простой ткачихи Постниковой. Организовать подписание договора с правительством Бурятии на разработку и внедрение государственной автоматизированной системы финансового планирования и управления закупками для государственных нужд стоимостью 1 миллион долларов осталось делом техники.
Счетная палата России, как и обещал аудитор Рябухин, зашла в Бурятию после выборов президента. Вместе с другими сотрудниками СП РФ в республику приехал Павел Еремеев, который напомнил вновь избранному на должность главы региона Леониду Потапову о данных им обещаниях.
Соглашаясь с условиями Павла Еремеева, гарант Конституции нарушил несколько норм и требований, установленных законами России и Бурятии.
Договор с мошенником был подписан без утверждения его Народным Хуралом, без проведения обязательного в таких случаях конкурса, без обоснования целесообразности, законности и оценки финансово-экономических рисков, без проверки ООО ТК «Кримсон» хотя бы на предмет ресурсов и профессиональных знаний и квалификации его сотрудников. И, наконец, без всякой страховки на случай нарушения исполнителем условий контракта. Достаточно сказать, что бюджет 2002 года на реализацию проекта индикативного управления предусматривал всего 600 тысяч рублей. Тогда как сумма контракта с «Кримсоном» составляла 30 миллионов рублей, изъять которые без ущерба для других расходных обязательств было невозможно.
Судя по материалам дела, Леонид Потапов поручил поставить под договором с «Кримсоном» свои согласующие подписи зампреду правительства Юрию Налетову, начальнику главного правового управления Маргарите Магомедовой и заместителю министра экономики Татьяне Думновой.
В результате в течение пары месяцев 30 миллионов бюджетных рублей несколькими траншами были перечислены на счет фирмы-однодневки «Кримсон». Затем на расчетный банковский счет фиктивной коммерческой организации ООО «Лекиф», зарегистрированной на владельца утерянного паспорта Куликова, и далее — на счет иностранной компании «Willarden Corp» (США, штат Флорида), открытый в АО «АзияУниверсалБанк» города Бишкек Республики Кыргызстан. После чего были благополучно обналичены махинаторами. Казалось бы, гуляй Паша! Но не тут-то было.
Поскольку 30 миллионов рублей в ту пору были эквивалентны примерно 950 тысячам долларов США, Павел Еремеев решил вытащить из бюджета Бурятии и этот остаток. И в самом деле: 50 тысяч баксов на дороге не валяются. Одна беда — к тому времени Павел Еремеев уже был уволен из Счетной палаты. Но знают ли об этом чиновники правительства Бурятии? В общем, рискнул, и в конце 2003 года приехал в Бурятию с оказией — то есть якобы в составе сотрудников Счетной палаты России, прибывших сюда с очередной контрольной проверкой использования бюджетных средств за 2002 год и за истекший период 2003 года.
Здесь Павел Еремеев, посещая старых и новых знакомых, избрал тактику шантажа. Дескать, если не поможете с перечислением остатка, Счетная палата России вывернется наизнанку, но найдет в бюджете Бурятии серьезные нарушения. Чиновники, однако, в содействии отказали. Юрий Налетов сослался на отсутствие у него нужных полномочий. Татьяна Думнова, успевшая навести справки и узнать, что Еремеев — самозванец, отправила его к Владимиру Гейдебрехту, назначенному Леонидом Потаповым после выборов первым заместителем председателя правительства. Владимир Гейдебрехт выслушал Павла Еремеева, и тоже не испугался, предъявив гостю встречную претензию: «Кримсон» до сих пор не выполнил свои обязательства.
К Леониду Потапову Павел Еремеев идти не рискнул и скоро покинул Бурятию, думая, что уже навсегда. Он вернулся сюда под конвоем через десять лет после описываемых событий в качестве обвиняемого в хищении 950 тысяч долларов США из республиканского бюджета, чтобы предстать перед судом.
Источник в правоохранительных органах заверил «МК», что точку в деле «Кримсона» ставить еще рано. Следствие продолжается. Его задача выявить и разоблачить других участников аферы, которые в деле «Кримсона» пока фигурируют как «неустановленные лица», сообщает «МК в Бурятии».