- Теперь мы без огорода, без участка, в общем, без ничего.
Дом Гыргеновых как после бомбежки. Гигантский селевой поток перевернул их жилище, как картонную коробку. Возводили годами, узаконить не успели. Ведь дома строили на территории нацпарка.
- Я прошла два суда. С января этого года и до сей поры наши документы рассматривались. И под конец получилось, что нам всем отказано правительством. Объяснили тем, что как бы поселку Аршан уже оказана вся материальная помощь, - сообщила жительница поселка Аршан Татьяна Гыргенова.
По официальным данным, сель уничтожил 15 домов, сотне - нужен ремонт. Единственная помощь, которую получили люди, – по 10 тысяч рублей.
- Ничего не осталось от наших домов.
- Мы что, живем не в правовом государстве? Почему решение суда-то не принимается? И вообще оно не исполняется! Вплоть до Верховного ведь мы прошли, а мне пришел отказ, - отметила жительница поселка Аршан Светлана Тарасова.
На ликвидацию последствий выделяли около 30 млн рублей. Плюс поддержка со всей страны. Но получили её не все. В сентябре курортному поселку снова выделили средства – 237 млн рублей.
- К нам в район они не поступили. Они поступят в ближайшие дни. У нас сейчас идет стадия заключения соглашения на поступление средств именно на аварийно-восстановительные работы, - пояснила заместитель руководителя администрации Тункинского района по экономическому развитию Гэрэлма Даржаева.
- Все ли жители получили компенсацию? – спросил корреспондент.
- Нет, не все. Вот сейчас из поступивших денег из Москвы часть, которая осталась, будет получать эти деньги, - добавила Гэрэлма Даржаева.
Но в минсоцзащите в то же время поясняют – администрация района плохо выполняет свою работу. Ведь именно на нее возложены обязанности по выделению компенсаций.
- На сегодня обращаются как раз таки те люди, у которых не было правоустанавливающих документов. В Тункинском районе развит туристический малый бизнес, и очень много имеют гостевые домики. Естественно, они не подпадают под выделение материальной помощи, так как это жильё не относится к имуществу первой необходимости, - прокомментировала пресс-секретарь министерства социальной защиты населения Бурятии Юлия Малышевская.
Сель затронул и Аршанский лицей-интернат. Когда-то здесь обучалось около ста одаренных детей. От селевого потока пострадала столовая и один корпус. Остальные в порядке. Но власти почему-то решили – восстановить нельзя. Приехали неизвестные и разобрали учреждение. «Как будто ждали повода для закрытия», - сетуют жители.
Туристы приезжают. Но теперь в разы реже. Там, где прошел сель, дома и участки пытаются продать. Но безуспешно.
А это то место, откуда пришел сель. Пансионат «Сагаан Дали» принял на себя первый мощный удар стихии. Тяжелая техника не смолкает до поздней ночи. Как и год назад, самосвалы идут один за другим. Каждый из них в день делает по 20, а то и 30 рейсов.
Эта территория еще долго будет напоминать о случившемся. Десятки тысяч камней до сих пор находятся здесь. За один год удалось очистить всего несколько метров от пансионата. Когда будет закончено полностью, никто не берется сказать. Между тем туристы уже давно окрестили это место «каменной рекой» и каждый день приходят сюда просто сфотографироваться.
- Если наше правительство уделит больше внимания, Аршан на ноги, конечно, встанет. Не сейчас, так года три.
- Конечно, сможет, если нам будут помогать, выделять деньги.
- Нужна страховка, гарантия, надо селевой канал строить.
За год власти так и не услышали людей. Сколько для этого понадобится времени - непонятно. Зато известно - помощь из резервного фонда должны освоить до конца года. А значит, для принятия решения осталось всего два месяца, сообщает «Ариг Ус».