Как сообщал «Байкал-Daily», недавно в Бурятии была презентована уникальная документальная лента «Мунгэн сэдьхэл» («Серебряная душа Бурятии»). Режиссёром фильма выступил Владимир Ширапов.
Оригинальный короткометражный документальный фильм продолжительностью почти 30 минут знакомит зрителей с уникальными изделиями из серебра, выполненными бурятскими мастерами–кузнецами конца XIX – начала XX века.
Во время съёмок проводились встречи с мастерами-дарханами, продолжающими кузнечное дело своей династии, специалистами по народным промыслам, с краеведами и учёными. Особое место здесь уделено поиску сакральной силы и божественного дара бурятских кузнецов, показу музейных коллекций знаменитых ювелиров.
Авторы опубликовали фильм 11 мая в Сети. Эксперты – учёные, сами дарханы, художники – сначала рассуждают в картине о бурятских узорах на различных изделиях, в том числе серебряных, об их смысле.
- Узоры на изделиях монгольских мастеров очень мелкие и насыщенные. Где-то накладываются друг на друга и в итоге создают общий красивый узор с геометрически правильными рисунками. На бурятских ножах узоры крупнее, располагаются на изделии не так плотно - мастера пытаются сделать их, как можно аккуратнее, - рассказывает Жигжит Баясхаланов, ювелир-оружейник.
Скульптор Зандан Дугаров, в свою очередь, добавляет, что буряты издавна стремились воплощать в своих творениях окружающий их мир. Он подчеркивает, что «в природе нет таких прямых углов, абсолютных кругов - в природе всё живое».
- Вот, допустим, эти узоры посмотреть (это Орогойская школа), можно представить, что это байкальская волна, - отмечает мастер.
В фильме много говорится о сакральном даре дарханов. Создатели ленты поведали о том, что дух и знания древних кузнецов в самой архаичной форме сохранились в горной и таинственной Закамне.
- Именно в Закамне находится гора Уран Душэ. Гора-наковальня. Это не простая гора. Дух Уран Душэ наделяет людей дарханским искусством. Не знаю, как обозначить это для неверующих, но, по легенде, небесные кузнецы устраивают свои сугланы – встречи – именно на вершине Уран Душэ, - поясняет Валентина Бабуева, заведующая музеем Бурятского театра драмы.
Сами мастера обозначают, что дарханами-кузнецами не становятся, а рождаются. «Это не мистика, это наследственность», говорят они.
- Чёрные ли, белые кузнецы – это наследственность. Мой дед, например, был серебряных дел дарханом местности Амитхаша. Отец – художник. А наследственность предполагает ответственность, - рассказывает в фильме Зандан Дугаров.
По словам Баясхалана Базарова, художника, ювелира, все инструменты кузнеца – это, по сути, алтарь божеству дарханов. И буряты всегда относились к этому с благоговением.
- Если в роду были дарханы, этот алтарь требует жертвоприношений. А жертвоприношение – это творение дархана, - объясняет он.
Также в картине ювелиры вспоминают, как и где они обучились древнему искусству. К примеру, именитый оружейник и скульптор Жигжит Баясхаланов признается, что с детских лет перенимал опыт у отца.
- Начинал с серебряных пуговиц, но я всегда восхищался бурятскими ножами. Я поставил себе цель сохранить традиции бурятских оружейников и привнести в них новые веяния. Я живу и работаю в Санкт-Петербурге и осуществляю мечту, - заключил Жигжит Баясхаланов.
В «документалке» приводятся интервью с художниками, скульпторами, учёными, ламами. Здесь показаны уникальные серебряные украшения, бурятские ножи, оружие воинов, предметы посуды. На кадрах запечатлены и мастерские, из которых выходят интересные изделия из металлов и камней, в том числе и драгоценных.