Военнослужащий был направлен в зону бедствия в середине августа. По его словам, когда он вместе с коллегами прибыл в Хабаровский край, жители ходили по дорогам еще пешком, сейчас – вода уже по грудь, и люди вынуждены передвигаться только на лодках.
- Вы бы посмотрели, что здесь творится! За то время, пока мы здесь, вода прибыла где-то на метр-полтора, - сообщает собеседник. - Сейчас дома стоят по крышу в воде. Деревня, которую мы контролируем, небольшая, на сегодня в ней проживают примерно 25 человек. Почему примерно? Потому что одни уезжают, другие приезжают. Кто-то переехал к родственникам в Хабаровск или Комсомольск-на-Амуре, а те, у кого родных нет, вынуждены находиться в пунктах временного размещения. Условия, конечно, там не ахти какие - палаточный лагерь и есть палаточный лагерь. Им, конечно, тяжело. Они иногда приезжают, осматривают свои затопленные дома. Ситуация для них крайне стрессовая. Наводнение стало для них огромной трагедией.
Оставшиеся в деревне жители ютятся на крышах. Вместе с ними на чердаках живут куры и собаки. Скотину кто-то сумел вывезти, но в основном всех свиней еще накануне большой воды жители в срочном порядке забили на мясо.
- Мы жителей сразу предупреждали, чтобы они затаскивали на чердаки спальные, туалетные принадлежности, запаслись харчами, - отмечает свидетель наводнения. – В принципе, они были готовы к жизни в экстремальных условиях. Еду они готовят на газовых плитках, питьевую воду мы организованно подвозится тем, кому надо. А ведь поначалу некоторые воду со скважин брали, что категорически запрещено.
Детей в деревеньке теперь не осталось – всех эвакуировали. В основной массе в затопленной деревне живут сейчас мужчины, остался в своем доме и старшейший житель села – 90-летний дедушка.
- Он ни в какую не хочет эвакуироваться, один живет на чердаке с курами, - комментирует собеседник. – Поначалу с ним жена оставалась, но ее уговорили, и бабушка съехала. Сегодня она передала дедушке посылку, мы доставили ему шесть баллонов питьевой воды.
По словам очевидца, вода, еще недавно прибывавшая, сейчас остановилась. Люди, пережив самый пик, как будто успокоились. Можно сказать, за время паводка они уже привыкли к стрессу. Часть жителей расслабляется привычным для них способом – водкой.
- Буквально недавно одного жителя экстренно эвакуировали с сердечным приступом, - добавляет собеседник. – Сердце схватило на фоне затяжной пьянки. Он водки накупил и сидел пил на крыше. Медики оказали ему помощь, но из больницы он сбежал, вернулся к себе в деревню. Сейчас не пьет - водка кончилась.
Погода в зоне бедствия пока жалует. Тепло и солнечно. Только ветер на Амуре, вода сильно бьет по домам вдоль берега реки.
- Эти дома разваливаются, их волной кидает, как поплавок, - отмечает с места событий респондент. – Эти домики потихоньку будут уплывать. Остальные дома сгниют однозначно - старые все. Кроме того, и дрова у всех уплыли. Как сельчане будут зиму зимовать - не понятно. Проблема большущая.
На зиму жители деревни остались без кормов – сено тоже уплыло. Не осталось ничего и в огородах, на деревенских полях.
- Как только мы приехали, нас угощали арбузами, помидорами, огурцами, картошкой, - вспоминает собеседник. – Сейчас весь урожай унесла вода. Некоторые перед водой начали быстро свою картошку выкапывать - а куда деваться? Но она была еще мелкая, рано ведь было.
За время паводка местные жители и их спасители сдружились. Ежедневно, утром и вечером, жителей крыш объезжают, чтобы узнать, все ли с ними в порядке, не требуется ли помощь.
- Люди не отчаиваются, они понимают – деваться некуда, надо жить дальше, - отмечает респондент. - Дай Бог скоро вода уйдет. Но за собой она оставит не только исковерканные подворья и разрушенные дома, но и большие проблемы, связанные с восстановлением всего нажитого. Мы сделаем свою работу и уедем, а несчастные жители затопленных областей еще долго будут отходить от пережитого, сообщает «Номер один».