13 декабря

Популярное

В Санкт-Петербурге провели обряд Дугжууба

Общество, 
Жители Бурятии и не только в Санкт-Петербурге провели обряд Дугжууба. О том, как это происходило, «Байкал-Daily» приводит полный текст статьи «Вечернего Петербурга»

«Вечерний Петербург», было дело, уже рассказывал о праздновании буддийского нового года и про обряд дугжууба – очищение. Но одно дело - читать, а другое - увидеть. 29-го января я впервые посетил дацан «Гунзэчойнэй» на Приморском проспекте, 91, и увидел все своими глазами. Ну, насколько вообще можно что-либо увидеть земными глазами сквозь покрывало майи в этом круговороте сансары.

Зачем на чужие грехи смотреть? Надо со своими разбираться

Жесточайший мороз - и, несмотря на это, в темном дворе самого северного в мире дацана толпятся огромные массы людей. Робко захожу внутрь, и в толпе начинаешь различать отдельные лица. Часть посетителей - явно традиционные буддисты, вероятно, из Бурятии. Множество других - молодые люди с дредами, продвинутая молодежь, буддисты по зову сердца.

- Я так всегда в Якутии хожу - грею нос и щечки, - говорит кому-то девушка, закрывая лицо варежкой.

Слышу громкий скрип, как будто качаются огромные детские качели. Оглядываюсь - а это посетители вращают молитвенные барабаны с мантрами. Они проходят вдоль них длинной цепочкой. Кажется, нужно трижды пройти вдоль барабанов, прежде чем сможешь приступать к следующей части обряда.

В середине двора - два огромных стога сена. Это костры. Один, насколько я знаю, для того, чтоб сжечь «сор» - конструкцию из дерева и бумаги, на вершине которой - череп из теста; в нее вложены грехи общины дацана.

Другой, поменьше - для табаланов: кусочков теста, которые можно приготовить самому дома.

Обряд очищения может пройти любой желающий. Тестом надо провести по лбу - очистить голову от дурных мыслей. По рту - освободить от плохих слов. Сердце - от дурных эмоций. И ладони - от плохих деяний.

- Можно обтереть все тело. Считается, что все плохое, дурное остается в этом тесте. Потом из него надо слепить человечка - табалан, - рассказывает мне молодой человек с дредами. - А после - в костер... Вот в Тибете немного по-другому делается. Там тоже лепят человечка, но потом его разрезают на части и выбрасывают, не сжигают.

- А потом эти части съедают птицы, - добавляет его знакомая.

- Сейчас самое главное - не смотреть во второй костер, - подсказывает еще кто-то. - Там - грехи, которые накопили сами монахи за год. А зачем на чужое смотреть? Со своим надо разбираться...

- Вы регулярно бываете в дацане?

- По выходным, - говорит тот, с дредами. - Тут кому как нравится. Некоторые как в церковь ходят, по выходным. Кто-то - по надобности. Главное, чтоб у тебя была какая-то своя практика. Конечно, хорошо, когда придешь, благостью пропитаешься. Можно записки оставить, подношение сделать. Все примерно как в церкви. Вообще в буддизме же много традиций. Это - ветвь тибетского буддизма, гелуг называется. Самая массовая в России. Вообще у нас в Петербурге и другие течения есть. Почти все представлены. Корейские дзен-буддисты тут проводят встречи, например. А японские базируются где-то на Васильевском острове… Но вообще они все вместе уживаются, не конфликтуют. Тхеравада, махаяна, — перечисляет он мне полузнакомые названия.

Ишь ты, масленица!

Раздается ритмичный стук барабанов, звенят бубны. Ревут трубы, как рассерженные слоны.

Выходят ламы в огромных оранжевых колпаках, увенчанных гребнями - как шлемы греческих воинов. Что-то говорят, но слов не слышно. Очевидно, они читают мантры, а это не обязательно делать громко.

Последние запоздавшие подкладывают свои кусочки теста в костер.

Ламы подошли ближе. Видно, что они одеты легче легкого - пара слоев ткани и все. Кто-то из них рассказал, что если правильно дышать, то холодно не будет.

Поднесли факел сперва к одному, затем к другому костру. Сено вспыхнуло, как солнце, налетела волна жара, пламя поднялось прямо к небу. Народ восторженно заголосил. Люди пошли вокруг костра, не боясь языков огня. Барабаны застучали быстрее.

- Главное - ходить в правильную сторону, по часовой стрелке, - объяснил рядом кто-то.

Деревянные конструкции рухнули, прогорев. Костры разбрасывали тучу искр во все стороны. Искры летели в разные стороны, попадали на шапки и капюшоны молящихся. Другие любезно их стряхивали.

Пока смотришь на все это, в голову вдруг начинают лезть мысли о Масленице, о блинах… Вроде и экзотика, а все же очень естественно — костры, хороводы, зима. Православный буддист Гребенщиков бы, наверное, со мной согласился.

Добьемся мы освобожденья

Потом все идут в храм на завершающий молебен. Внутри храма, как в поликлинике, просят надевать бахилы. Приветливые женщины собирают пожертвования. Впрочем, на деревянных резных уступчиках орнамента тоже сложены монетки.

Внутри - квадратный зал, висят какие-то полотнища. В нише - большая статуя Будды и - поменьше - некоего неизвестного мне, но вроде бы симпатичного ламы. Пахнет благовониями, не совсем так, как в магазинах индийских товаров. Странно, но тоже приятно. Ламы сидят квадратом в центре. По краям зала толпимся все мы, кому в этой жизни довелось быть простыми смертными.

И опять завыли трубы, забили барабаны - оборвавшись тишиной. Потом ламы басом начинают читать мантры все быстрее и быстрее. И снова трубы и барабаны.

В голове от этих протяжных и куда-то зовущих звуков что-то переключается. С непривычки непонятно, с чем это сравнить. Чувствуешь себя не то в юрте шамана, не то на концерте экспериментальной музыки.

Реальность чуть заметно ритмически подрагивает, словно по ней идут помехи. Похоже на то, как в фильмах артхаусных режиссеров метафорически показывают внутренность чьей-нибудь головы. Мне начинает казаться, у меня там, под шапкой, - тоже такой квадратный зальчик, и стоят какие-нибудь статуи, и пустота...

...Но я уже выхожу наружу, в «предбанник», и реальность снова застывает, твердеет в морозный январский вечер. Стоит ларек, безумно похожий на те, что бывают в православных храмах. «Освобождение в наших руках», читаю бодрый заголовок одной из книг.

Дальше - лестница в подвал. Там буфет, где продают позы, которые «к сожалению, уже закончились».

Уважаемые читатели, все комментарии можно оставлять в социальных сетях, сделав репост публикации на личные страницы. Сбор и хранение персональных данных на данном сайте не осуществляется.

Читают сейчас

В Бурятии разыграют зимний кубок по спортивному ориентированию
Общество, 13.12.2024
Первые соревнования состоятся 14 декабря в Кабанском районе
В Новосибирске сыграют в шагай наадан
Общество, 13.12.2024
В открытом турнире примут участие дети в возрасте от 6 до 13 лет
В Цасучейском бору Забайкалья проведены учёты животных
Общество, 13.12.2024
Сотрудники Даурского заповедника в очередной раз подсчитали косуль
В Монголии запустили прямой авиарейс до Хошимина
Общество, 13.12.2024
Полёты осуществляются из Улан-Батора
В центре Улан-Удэ ограничат движение автомобилей
Общество, 13.12.2024
Одну из улиц там будут перекрывать до апреля
Храм в Бурятии готовится к чину великого освящения
Общество, 13.12.2024
Обряд проведут по благословению митрополита Улан-Удэнского и Бурятского Иосифа
В Бурятии в 2025 году отремонтируют ещё одну дорогу
Общество, 13.12.2024
Прошла проверка ремонта участка на дороге Мухоршибирь – Бичура – Кяхта
В Закаменске пройдёт республиканский турнир по волейболу
Общество, 13.12.2024
Участвовать также будут команды из Монголии и Якутии
В Бурятии завершили капремонт моста через реку Подосиновку
Общество, 13.12.2024
Сооружение входит в состав трассы Р-258 «Байкал»
В Улан-Удэ залили 10 катков
Общество, 13.12.2024
Остальные скоро тоже будут готовы
Шахматисты Бурятии заняли весь пьедестал в Сербии
Общество, 13.12.2024
Спортсмены отличились на международном турнире
В Бурятии с начала года спасли 153 человека
Общество, 13.12.2024
Подведены итоги деятельности территориальной подсистемы предупреждения ЧС
^