Что это – затишье перед бурей или застой в бурятском кино? С начала года бурятские киношники показали только три фильма: «Последняя охота» зимой, «Гастролеры» в марте и «Аноним 03» в апреле. Блокбастер, комедия и социальная драма – жанры бурятских фильмов становятся разнообразнее, однако премьеры все же прошли без особого ажиотажа.
Основные бурятские кинорежиссеры тайно готовят мегапроекты, которые «должны покорить весь мир». Остальные же молчат. Все тем не менее осознают проблему бурятского кино – его уровень не меняется.
«Затишье в бурятском кино закономерно, так как за прошлый год было снято около 12 фильмов в Бурятии, - говорит Александр Мангатханов, сценарист, один из создателей фильмов «На Байкал», «На Байкал-2». – Однако их качество не росло, а падало. Вечно «кормить» зрителя таким кино не выйдет, патриотизм иссяк на первых премьерах».
А потому все стараются не шуметь, но выйти на новый уровень, ориентируясь при этом уже не на бурятский рынок, а на российский и даже мировой. Так, Евгений Замалиев («Чайник», «Улан Уdance», «Решала») готовит продолжение фильма «Решала». А вот премьера нового фильма Баира Дышенова («Улыбка Будды», «Наказ матери», «Отхончик. Первая любовь») уже не за горами. В конце августа съемочная команда представит фильм на Монреальском международном кинофестивале. Позже будет организована премьера в Бурятии. «Талын наадан» («Степные игры») – это второй полнометражный фильм Баира Дышенова, жанр – драма.
Главную роль в «Степных играх», как говорит режиссер, исполняет Тугнуйская долина. В других главных ролях снимаются представитель театра бурятской драмы, выпускник третьей национальной студии Солбон Ендонов и студентка ВСГАКИ Баярма Бобоева. Также заняты в съемках такие звезды, как художественный руководитель театра кукол «Ульгэр» Эрдэни Жалцанов, актеры Жаргал Лодоев (обладатель престижного приза «Золотая маска»), Бэликто Дамбаев, Сэнгэ Ломбоев, Болот Динганорбоев, Чимит Дондоков, Баир Протасов, Дашинима Доржиев. Далее – представители ВСГАКИ - Константин Осодоев, Алдар Базаров, Антон Алексеев, две девушки - Номин Цыренжапова и Оксана Лодоева.
Время, когда для того чтобы снять фильм, было достаточно даже не видеокамеры, а фотоаппарата, прошло. Сейчас качество определяется иными критериями. Об этом как никто другой знает Солбон Лыгденов, имеющий опыт работы как с ведущими российскими, так и зарубежными киностудиями.
«В современном мире качество определяется только хорошей историей и искренней драматургией, – говорит Солбон, - техника на последнем месте. Качество картинки важно, конечно, для коммерческого кино, но для того чтобы снять коммерческое кино, нужны огромные, просто нереальные вложения, которых в Бурятии нет».
По мнению режиссера, для провинциального кино важны суть и содержание, а также оригинальность в подаче материала. Если этого нет, то никакие красивые выхолощенные, наполненные компьютерной графикой, картинки не спасут проект. Зритель стал требовательным, он хочет видеть искренность в подаче материала, а не сладкую обертку с неумелой игрой актеров.
Режиссерам важно научиться работать со своим материалом, придавать картине обширные мазки актерства и драматургии, давать многоплановость в игре и в сценах, а это не просто понять режиссерам-любителям. Здесь огромный слой творчества и плюс ко всему многие перестают понимать грань между театром, эстрадой и кино - это разные вещи при исполнении и художественной подаче, а уж в игре актеров - тем более, пишет «Номер один».