Статью под названием «Не осуждён, но обречён» опубликовало не самое известное информационное агентство «Московский монитор». В информации его сайте говорится, что оно создано в 2011 году, при поддержке общественного движения «Поколение» для мониторинга, сбора и трансляции информации о политических процессах и общественной жизни.
Действительно, в самой статье автор собрал данные из нескольких издательств, в том числе местных «МК» и «Номер один». Выводы, к которым приходит «Московский монитор», впрочем, становятся весьма неожиданными.
- В следственном изоляторе Бурятии содержат тяжело больного человека, возможно, по заказному уголовному делу, - первым делом сообщает издание. – Житель Улан-Удэ Ильшат Иванов, оказавшийся основным фигурантом громко разрекламированного МВД по Бурятии уголовного дела о «самой организованной и опасной группировке» в республике, «подвергается мерам давления, сопоставимым с пытками».
Об этом представители общественности и православного духовенства заявили в обращении к уполномоченному по правам человека в России Владимиру Лукину. Они ссылаются на статью 3 Европейской конвенции о защите прав человека, где говорится: «Никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию».
В Улан-Удэнской и Бурятской епархии, впрочем, на новость о письме от имени православного духовенства отреагировали с удивлением.
- Ни о чём подобном не знаю, - сообщила «Байкал-Daily» руководитель пресс-службы епархии Марина Алисова.
Между тем московское издание продолжает:
- Ильшат Иванов содержится в одиночной камере улан-удэнского СИЗО уже более четырёх месяцев, несмотря на бессрочную вторую группу инвалидности и наличие заболеваний, исключающих заключение под стражу. Справку врачебной комиссии из больницы по месту его жительства правоохранительные и судебные органы Бурятии не принимают во внимание. Но в то же время отказывают и в обследовании независимыми специалистами. Даже когда Ильшату Иванову стало плохо в суде, где рассматривалось одно из ходатайств его адвокатов, и врач «скорой помощи» настоятельно рекомендовал госпитализировать больного, в этом было отказано. При повторном вызове медиков к нему вовсе не допустили. Всё это авторы открытого письма омбудсмену считают бесчеловечным обращением, которое Европейская конвенция о защите прав человека приравнивает к пыткам. По их мнению, существует реальная угроза для жизни арестованного, - сообщает «Московский монитор».
Тут же автор не преминул сообщить: «В Бурятии применение пыток – вовсе не исключительное явление». В качестве доказательств приводится недавнее уголовное дело об истязаниях полицейских над задержанных. В один ряд с этим доказанным и завершённым уже делом ставится и давняя смерть пресс-секретаря и советника президента Бурятии Андрея Капустина в СИЗО.
- Возможно, параллель между Андреем Капустиным и Ильшатом Ивановым кому-то покажется не вполне уместной. Последнего местная пресса, питающаяся обильными и, вероятно, хорошо спланированными утечками из МВД по Бурятии, называет не иначе как «криминальный авторитет по кличке Садык». Репутация у Иванова действительно неоднозначная. В прошлом – несколько судимостей. Но все они погашены. В настоящем – благотворительная деятельность, поддержка православной церкви и детского спорта, - пишет автор издания.
Ссылаясь на неназываемых экспертов, которые по мнению издания «хорошо знакомы с ситуацией как в правоохранительных органах, так и в криминальном мире Бурятии», «Московским монитором» выдвигается три версии появления уголовного дела.
Первая из них (и самая растиражированная) – как раз нефритовая, связанная с наведением порядка в этой отрасли.
Второй версией называется карьерная, связанная с привлечением выходцев из Омска, занимающих сейчас ключевые посты в руководстве МВД по Бурятии, внимания к себе федерального начальства.
- Третья версия – заказное дело. Её сторонники априори считают Ильшата Иванова криминальным авторитетом. Но даже они признают, что выдвинутые против него обвинения в вымогательстве машин и денег у Ринчи скорее всего являются измышлениями и имеют целью передел сфер влияния, - заключает «Московский монитор».
По данным «Номер один», до сентябрьского задержания Садыка, он спокойно жил в Бурятии, хотя о криминальной стороне его жизни знали многие, включая и правоохранителей.
Между тем, как ранее сообщалось, криминального авторитета Бурятии Садыка официально назвали вором в законе и ставленником Деда Хасана.
- Не так давно мы задержали одного из «авторитетов» в Бурятии - некоего Иванова, кличка «Садык», и с ним - группу лиц, которые контролируют добычу нефрита в одном из районов. Это как раз человек по этой линии, по этому клану, и другие воры (в Сибири - ИФ) процентов на 70 - это люди Деда Хасана, - сообщил начальник ГУ МВД по СФО Юрий Прощалыкин.
10 обвиняемым вместе с Садыком предъявлено пять эпизодов по статье «Вымогательство», эпизод по «незаконному обороту наркотиков» и один факт грабежа.