Водителем большегруза Владимир работает с 2000 года и даже не знает, чем будет заниматься, если придется отказаться от любимого дела.
- Вчера мы тоже отказались ехать. Это неправильно. Альтернативы нет нашим дорогам. Если бы была какая-то альтернатива, то есть хочу, еду по платной дороге. Не хочу – не еду. За такие дороги, по которым от Читы до Иркутска едешь двое суток, - говорит Владимир.
Другой водитель – Сергей – называет обязательство уплачивать дорожный сбор бардаком, конкретным беспределом и бредом.
- Вчера ребята прислали видео – наш, русский водитель в Америке занимается перевозками. Он говорит, чтобы мы на это (введение таксы за проезд по федеральным дорогам. – ред.) не соглашались. Он говорит, что у них дороги намного лучше и все вложено в стоимость топлива. И даже топливо там дешевле, чем в России. Душевые, кофе – все для водителей бесплатно. Они там меньше воруют, когда эти дороги строят, - говорит Сергей.
По его словам, машины, на которых работают водители, будут стоять, потому что старые и никто их не купит.
- Магазины, которые торгую запчастями – им тоже придется закрываться, потому что запчасти они мало кому будут продавать. СТО, которые ремонтируют американцев, европейцев – они тоже будут закрываться. Вы представляете, сколько людей без работы останется? Сразу подорожают продукты питания. Получается, что мы везем в города продукты, и мы должны за это платить, - возмущается Сергей.
Петр Иванов отказался выходить на работу 15 ноября – в первый день, когда закон начал действовать.
- Я думаю, что это новшество непросчитанное. Я понимаю, что за дороги мы должны платить, но не такие деньги. 3,73 – откуда взялись эти деньги? Как их посчитали, я не понимаю. Вообще, если мы идем по европейскому стандарту, сначала нужно сделать дороги, условия, а потом уже ставить такие суммы. Я столько лет езжу по этим дорогам. А какой убыток они принесли мне? Мне эти деньги никто не платит.
По словам Петра, предпринимателей в стране слушать не хотят.
- Говорят, поможем малому бизнесу, сделаем малые предприятия. Но на себе я этого ничего не ощущаю.
Когда вновь Петр выйдет на работу, он не знает, как и Виталий Кожевников.
- У нас нет профсоюза, который за нас заступается. Хотели мы вступить в союз дальнобойщиков, но никому это не нужно. Никак нам это не оплачивается. Наши законы всегда поворачиваются против нас. Будем стараться, чтобы отменили указ об оплате. За что платить? Это не дороги, это смех. Новый участок положили, он пополз. Все отражается на машине, - говорит Виталий Кожевников. – Как семью буду содержать, не знаю. Я с детства об этой работе мечтал. Это какая-то романтика, что ли.
Водитель Андрей Шорников не знает, как быть дальше. Считает, что те, кто не согласен с законом, сейчас стоит на распутье.
- Если ничего не отменят, то много мелких предпринимателей и частный бизнес затухнет. Будем надеяться, может что сделают. Два-три дня мы точно будем стоять, дальше по обстановке. Груженые машины не останавливаются, идут. Здесь пока все пустые. Обстановка тяжелая. Эти 3,75 никак не обоснованы. Надо было не так резко, и не так сразу это вводить. Это слишком много. Мы ездим по этим дорогам и разбиваем свои машины, которые далеко не дешевые. Не знаю, чем там они думают, правители, - говорит водитель Андрей Шорников.
Необъяснимо, но факт – правительство действительно не задумывается о затратах, которые несут водители большегрузов. В среднем, масло стоит, в зависимости от производителя, 1,5 тысячи рублей. У топливных фильтров цена такая же. На одну замену масла и фильтров дальнобойщик тратит порядка 15 тысяч рублей. И такие суммы дальнобойщики тратят около 4х раз в год. И это только на масло и фильтры.
Напомним, закон, обязывающий водителей большегрузов выплачивать своеобразную дорожную ренту, вступил в силу с 15 ноября. Дальнобойщики уже устраивали акцию протеста на федеральных трассах страны. Тогда полиция пригрозила организаторам судом.