16 мая

Популярное

«Номер один»: Возле Улан-Удэ растёт город-«призрак»

Власть, 
Гигантский спрут частного сектора на несколько десятков километров протянулся на запад от города, заполонив собой обширную часть левого берега Селенги. На этой территории проживает практически треть полумиллионного населения Улан-Удэ. Несмотря на это, ни властям, ни коммунальным службам Левый берег не интересен. Стихийная застройка родила новый вид поселения – одноэтажный город-призрак

Узнать, где начинается этот город, легко. Зимой сразу за мостом «Бегущая лань» едкий дым от тысяч печных труб, превращающийся в густое облако, даст знать, что вы уже не в Улан-Удэ. Это другой город со своими законами и устоями. Он молод, автономен и, самое главное, он растёт. Растёт очень быстро. Население левобережья, куда входят не только официальные земли Улан-Удэ, но и часть Иволгинского и даже Тарбагатайского районов, увеличивается в геометрической прогрессии.

Многие посёлки разрастаются настолько, что соединяются друг с другом и образуют агломерации. Так, уже давно стали единым целым посёлки Сужа и Нурселение, посёлки Солдатский, Поселье и Исток, Гурульба и Сокол. Совсем скоро посёлок Коминтерн соединит все эти поселения в одно, и мы получим суперагломерацию.

Несмотря на такой стремительный демографический бум, за последние десять лет там не было построено ни одного нового детского садика, школы, поликлиники. Более того, коммунальщики, надеясь на потрясающую неприхотливость левобережцев, сокращают и так небольшие блага цивилизации. Ни у «Водоканала», ни у «Бурятэнерго», ни у ТГК-14 нет программ по развитию Левого берега. Даже власти республики, зная об инфраструктурных проблемах этого района, не спешат юридически присоединять к Улан-Удэ то, что уже давно фактически является его частью. То есть не хотят решать проблемы.

И люди, простые налогоплательщики, решают проблемы за свой счёт, ставят электрические столбы, бурят скважины и закупают топливо. Даже проблему с общественным транспортом, которая встала ребром пару лет назад, жители Левого берега решили самостоятельно – обзаведясь личным автотранспортом. При этом появилась другая проблема, уже для Улан-Удэ. Такого плотного трафика нет ни в одном направлении.

Перекос интересов властей и общества в сторону жителей благоустроенных районов налицо, хотя это немного нелогично, потому что в частном секторе жизнь гораздо сложнее. Власти придумывают новые, красивые, но виртуальные векторы развития города, совершенно не обращая внимание на уже существующие. Верхняя Берёзовка и Юго-запад на чертежах городских архитекторов уже застроены элитным жильём и современной инфраструктурой, туда уже проведено центральное отопление, вода и свет, там даже есть скоростной Интернет.

Глава Бурятии Вячеслав Наговицын недавно объявил, что в Советском районе не должно остаться ни одного деревянного здания, что город должен быть современным и динамичным, архитектурно гармоничным и т.д. Однако, говоря о Советском районе, глава, естественно, имел в виду центр. В ближайшие годы деревянные строения в центре будут снесены и построены новые здания, вложения составят десятки миллиардов рублей.

При этом в администрации Советского района есть только один человек, который занимается вопросами Левого берега, - это заместитель главы района Людмила Серебрянская. Но она отказалась назвать хотя бы статистические данные по подведомственной территории. Скорее всего, потому что никаких данных об этой территории нет. Ни одно ведомство не выделяет Левый берег в отдельную самостоятельную административную единицу. Все данные, будь то ГИБДД, МВД, Горздрава и прочих, охватывают весь Советский район. Показатели перемешиваются, и никто не может дать объективной картины, очень уж разнородны и противоположны реалии площади Советов и посёлка Гурульба, например.

Заблуждение о том, что в частном секторе Левого берега проживают бедные люди, гонимые из деревень голодом, разбилось в тот момент, когда почти все эти люди за пару-тройку лет обзавелись автомобилями и создали пробки на подступах к городу и внутри него. Нежелание властей хоть как-то улучшить и упорядочить перевозки пассажиров привело к такому результату. Все мы помним животрепещущие рассказы о том, как утром на конечных остановках вспыхивали драки и прочее членовредительство, люди теряли работу в Улан-Удэ из-за многочасовых опозданий, теряли здоровье на морозе и т.д. Власть тогда даже не повела бровью, оставив жителей наедине со своими проблемами. Теперь придется решать проблему гораздо большими вливаниями.

Пробки на дорогах, идущих с Левого берега, самые масштабные в городе. Притом что там есть скоростные и широкие трассы. Утром стабильные пробки «оттуда» и вечером «туда». Предыдущие руководители администрации города предлагали реверсивное движение, когда одна из полос встречного направления на время наибольшего трафика превращается в попутную. Но для этой здравой, в общем-то, задумки не хватило совсем немного – специального светофора.

Ещё одно предложение властей заключалось в строительстве нового моста через Селенгу или реставрацию старого, который за последние годы облюбовали самоубийцы и несчастные влюбленные. Но на это нужны несоизмеримо большие вложения. Любопытно, что недавно глава Бурятии Вячеслав Наговицын одобрил строительство моста стоимостью 2 миллиарда рублей совсем в другом месте, из Октябрьского в Железнодорожный район. Этот мост, конечно же, очень нужен. Но почему власти абсолютно ничего не говорят о нуждах жителей Левого берега?

Ещё один метод борьбы с пробками – надземные переходы. Дело в том, что основная трасса, ведущая в город, идёт практически по частным дворам. Местные жители постоянно переходят скоростную дорогу, чтобы сходить в магазин или за водой. Проезжую часть переходят школьники, студенты, служащие, чтобы оказаться на нужной остановке и уехать в город. Регулируемых и нерегулируемых пешеходных переходов на всем протяжении дороги очень много, из-за них во многом и случаются заторы. Надземные переходы существенно бы увеличили пропускную способность дорог, но где взять средства? Один такой переход стоит 20 миллионов рублей.

Особо сложная ситуация сложилась вокруг дорог внутри поселений. Найти удовлетворительную дорогу на Левом берегу сложно, найти асфальтированную –невозможно. За основной трассой М-55 заканчивается автомобильная цивилизация, и начинаются гуннские тропы. Ремонт дорог сейчас в основном лег на плечи ДНТ, то есть на самих людей. В городском плане до 2016 года ремонта даже не предвидится. Зато в Советском районе в следующем году, уже в который раз, будет отремонтирован практически весь центр.

На Левом берегу из-за плохих дорог и пробок к больным опаздывают скорые, к хулиганам - полиция, а к горящим - пожарные. Да и такси лишний раз не поедут.

Жизнь в частном секторе, особенно в нашем суровом климате, сложна. Оттого так важны колебания цен на самые разные товары: дрова, уголь, воду, электричество. Дрова – самый популярный вид топлива в Бурятии. И стоят они сейчас недёшево - примерно полторы тысячи за кубометр. Рынок этот никто не регулирует и не отслеживает, но, по словам местных жителей, цены с прошлого года подскочили примерно на 30 процентов. Представьте себе, какая истерия началась бы в Улан-Удэ, если бы ТГК-14 повысила свои тарифы на такой процент. Но на страже жителей частных домов не стоит Республиканская служба по тарифам, тут либо платишь, либо замерзаешь. Есть ещё и третий вариант – воровать электричество или лес. Многие занимаются и этим, и другим. А дровяной бизнес в Улан-Удэ продолжает оставаться крайне выгодным занятием. После того как лес вырубили на окраинах Улан-Удэ, в одном только Тарбагатайском районе за последний год официально на дрова пустили более 13 тысяч кубометров леса, дрова к нам везут аж из Иркутской области.

Ситуация с водой на Левом берегу тоже сложная. Не потому, что вода дорогая, а потому, что её там нет. В сентябре компания «Байкальские коммунальные системы» заявила, что «архаичная» система бесплатных водоналивных будок, установленных в частном секторе ещё в советское время, устарела. Дескать, это дорого и неэффективно. Всего убытки от ежедневного развоза воды по окраинам города буквально вручную составляют десятки миллионов рублей, сообщается в компании.

Поэтому вода в будках стала платной. Так, стоимость, к примеру, одной фляги холодной воды равняется 20 рублям, а ведро воды стоит в пределах пяти рублей. Скоро такие будки будут и вовсе закрыты. При этом БКС уверяет, что на закрытие будок население отреагировало спокойно. Компания якобы отправляла контролёров, которые произвели опрос жителей. В итоге большинство людей ответили, что имеют свои скважины и заключать договор не собираются.

Кстати о скважинах. Во-первых, удовольствие это не из дешёвых. Один метр бурения стоит около трёх тысяч рублей, а средняя стоимость скважины по Левому берегу достигает 200 тысяч рублей. Во-вторых, качество именно левобережных грунтовых вод вызывает сомнения. По словам местных жителей, пить её невозможно и пригодна она только для технических нужд. Виной всему особенности местности. Левый берег подтопляется каждый год, из-за плотной застройки и обилия выгребных ям и отходов скотоводства вода превращается в желтую, дурно пахнущую жидкость.

Ещё одной проблемой частного сектора возле Улан-Удэ, в частности Левобережья, можно назвать низкое напряжения в электрических сетях. «Улан-Удэ Энерго» признаёт, что линии электропередач в частном секторе монтируются с учётом того, что жители для обогрева будут использовать печное отопление, а не электрические обогревательные приборы, именно поэтому при наступлении холодов напряжение в сети становится значительно ниже.

В народе бытует мнение, что «понаехавшие» из деревень люди больно бьют по общему социально-культурному уровню города. И что город уже не город, когда в нем доминируют сельский менталитет и деревенские моральные ценности. Однако на самом деле это не главное.

Культура - ничто по сравнению с подрастающим на задворках цивилизованного Улан-Удэ поколением «выживающих». Такое уже было в самом городе, но гораздо в меньших масштабах. Жители новостроек в 70-80-х годах с пренебрежением смотрели на обитателей деревянных хибар Зауды, ходивших в телогрейках и тапочках, пока последние не стали угрожать их жизни и здоровью. Всплеск криминала всегда идет в условиях противостояния, отсутствия должных условий для жизни, для образования и культурного досуга. То есть всего того, что мы наблюдаем на Левом берегу.

Уже сейчас Советский район Улан-Удэ лидирует по количеству тяжких преступлений, в частности убийств, причем с ощутимым разрывом – около 30-ти процентов. И хоть отдельной статистики по Левобережью нет, львиная доля преступлений совершается именно там, сообщает «Номер один».

Уважаемые читатели, все комментарии можно оставлять в социальных сетях, сделав репост публикации на личные страницы. Сбор и хранение персональных данных на данном сайте не осуществляется.

Читают сейчас

Депутаты Госдумы от Бурятии оказались бесполезными
Власть, 15.05.2024
Правда, один из них совершил заметный прорыв
Жители Бурятии опять ничего не узнают о хорошей жизни депутатов Народного Хурала
Власть, 15.05.2024
Они уже во второй раз засекретили свои доходы и имущество
Экс-глава Иволгинского района Бурятии не смог обжаловать приговор
Власть, 15.05.2024
В апелляционной жалобе осуждённый и его защитники просили отменить приговор и вынести оправдательный приговор.
Госдума утвердила Юрия Трутнева в должности вице-премьера
Власть, 14.05.2024

Он продолжит отвечать за Дальний Восток

В Забайкалье свой пост покидает министр культуры края
Власть, 13.05.2024
По её словам, она останется в регионе
Мэр Улан-Удэ проверил ход дорожных работ
Власть, 13.05.2024
Работы по грейдированию и укладке фрезерата ведутся на ул. Ялтинская
Власти Бурятии выразили соболезнования по поводу гибели мирных жителей Белгорода
Власть, 13.05.2024
В воскресенье, 12 мая, в результате террористической атаки вооружённых сил Украины погибли люди, проживавшие в многоэтажном доме на Харьковской горе города Белгород
Губернатор Хабаровского края может стать министром спорта РФ
Власть, 12.05.2024

В правительство рекомендованы ещё три главы регионов

Глава Бурятии Алексей Цыденов не попал в «список Мишустина»
Власть, 12.05.2024
11 мая премьер-министр Михаил Мишустин внёс на рассмотрение Госдумы новый состав правительства РФ
Загрузка...
^