Основная доля налоговых споров в республике приходится на результаты выездных и камеральных проверок. При этом за 9 месяцев 2015 года было рассмотрено 100 жалоб, за аналогичный период 2016 года – 87 жалоб и в 2017 году было 62 жалобы. Сократилось и количество исков в суды, за 2015 год их количество составляло 30, в 2016 году -29 и в 2017 году – 22 иска.
Досудебный порядок урегулирования споров между налогоплательщиками и налоговыми органами установлен с 2014 года. Таким образом, прежде чем обратиться в суд с иском необходимо сначала подать жалобу в налоговую инспекцию. В связи с этим сократилось количество жалоб, подаваемых в суды.
Досудебное урегулирование имеет ряд преимуществ. К ним можно отнести упрощённый порядок подачи жалобы – документ можно лично принести в налоговую инспекцию или отправить в электронном виде. Кроме того жалобы принимаются и через личный кабинет налогоплательщика или сайт гос. услуг.
Также срок рассмотрения жалобы в досудебном порядке гораздо меньше, чем при подаче заявления в суд.
- Жалобы по решениям проведения контрольных мероприятий рассматриваются месяц, установлен предельный срок для продления – это также месяц. Все иные жалобы рассматриваются в течение 15 рабочих дней. В судах процедура занимает 3 месяца, - отметила заместитель начальника отдела досудебного урегулирования налоговых споров Тамара Швецова.
Важным отличием является платность процедуры рассмотрения споров. В судах установлена государственная пошлина, которая составляет 300 рублей для физических лиц и 3 тысячи рублей для организаций. Административный порядок рассмотрения является бесплатным.
На сайте налоговой службы с помощью сервиса «Узнать о жалобе», заявитель сможет увидеть, на каком этапе рассмотрения находится его заявление.