С обязательностью отлова собак согласны и власти, и защитники братьев наших меньших. Камнем преткновения является дальнейшая судьба животных. Знаменитое шекспировское высказывание в этом случае звучало бы: «выпустить или усыпить».
Позиция защитников
Зоозащитники Бурятии считают, что уничтожение собак неприемлемо. Отлавливать бродячих нужно, но после помещения в приют, стерилизации и вакцинации, неагрессивных, «социализированных» животных стоит отпускать на улицы.
- В данный период времени животных расплодилось много, поскольку та программа, которая проводилась до сих пор, по отлову и уничтожению не дала результатов. Наоборот, собак стало ещё больше. Сейчас нет возможности поместить всех поголовно в приюты, - заявила соучредитель региональной общественной организации «Зоозащитники Бурятии» Наталья Филиппова.
Поэтому по опыту Нижнего Новгорода, Омска, Новосибирска, Красноярска, нужно выпускать только социализированных собак, которые абсолютно адекватны. Агрессивные животные должны пожизненно оставаться в приютах, их не нужно усыплять. Эвтаназии подлежат только больные собаки.
Выпущенным животным, по примеру других регионов, предлагают назначать опекунов. Например, в Казани во дворах устанавливают специальные будки, чтобы собака дожила свой век.
- Она охраняет свою территорию. Потому что, если её убрать, на место придут другие, не вакцинированные, - объяснила Филиппова.
Для этого зоозащитники предлагают программу, в рамках которой должен быть создан государственный приют, где будут содержаться собаки временно помещённые и те, кого выпустить не могут. А стерилизованные и вакцинированные будут возвращаться на улицы.
Риск для людей
По статистике, в 2016 году в Бурятии зафиксировано 3133 обращения жителей с укусами животных в медучреждения. То есть показатель обращаемости составляет 318,6 на 100 тысяч населения. Это на 20% выше среднего по России. Об этом сообщила заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Бурятии Елена Кузьмина.
При этом обращаемость с укусами в Улан-Удэ (488 на 100 тысяч населения) в 2 раза превышает среднероссийский уровень. Также много укусов регистрируется в городе Северобайкальск, Баргузинском, Курумканском, и Тарбагатайском районах.
Причём 30% всех укушенных в республике – дети до 17 лет.
Кроме этого, собаки несут и угрозу переноса различных болезней. В том числе бешенства. И чем больше животных, тем выше риск заражения.
Кузьмина отметила, что это только одно из заболеваний, источником которых могут быть домашние животные. Оно особо опасно и практически в 100% случаев летально.
Также животные разносят ряд различных паразитов, заражение которыми может произойти не только при непосредственном контакте, но и при инфицировании окружающей среды, например, почвы фекалиями.
Последний случай, когда бешенством в Бурятии заразился человек, был зарегистрирован в 1981 году. Тогда заболел искусанный безнадзорными собаками ребёнок в Еравнинском районе.
Порядка 30 лет случаев бешенства даже среди животных не фиксировалось. Но на фоне этого благополучия, в 2011-2013 годах были зафиксированы локальные вспышки бешенства среди как диких, так и домашних животных в приграничных с Монголией Закаменском и Джидинском районах.
Тогда было зарегистрировано 24 лабораторно подтверждённых случая заболевания опасным вирусом. Среди больных животных были и собаки.
В условиях риска находились 34 человека. Исследования подтвердили, что занос вируса произошёл из Монголии.
- Можно говорить о том, что угроза заноса сохраняется, поскольку она регистрировалась в 2012-2013 годах. Риск заражения людей присутствует, поскольку данный вирус циркулирует в Бурятии. Чем меньше у нас в республике безнадзорных животных будет находиться в населённых пунктах, тем меньше будут риски заболеваемости – отметила замруководителя Роспотребнадзора.
Одичавшие собаки сравнимы с волками
- Каждое животное – домашнее, дикое или безнадзорное - имеет право на приемлемые условия существования. Но если мы говорим о приоритетности о здоровье человека, проблему нужно рассматривать с этой позиции,- заявила начальник отдела учёта и воспроизводства объектов животного мира Бурприроднадзора Юлия Андриевская.
Численность волков и других животных люди при необходимости регулируют, отметила она. Но безнадзорные собаки не менее опасны.
По её словам, концентрация собак в охотничьих угодьях республики неуклонно растёт. И сейчас по иным районам достигает 200 особей. Они, естественно, ищут корм.
- Одичавшие безнадзорные собаки наносят ущерб диким животным, в том числе охотничьим ресурсам, сравнимый с хищничеством волков. Это и добыча молодняка животных, разорение гнёзд, разорение нор, беспокойство животных в защитных местах обитания и на воспроизводственных участках, - рассказала Юлия Андриевская.
В связи с хищничеством одичавших собак, например, наблюдается значительное снижение числа сурка тарбагана в Тарбагатайском районе и изменение ареала обитания животного. Сегодня, по данным охотхозяйства, в местах обитания сурка водится не менее 80 безнадзорных собак. Примерно столько же в Иволгинском районе.
Не меньший вред приносят бездомные собаки сельхозживотным. Собаки уступают в силе волкам, но стаи их более многочисленны, поэтому они позволяют себе нападать на мелкий рогатый скот. Такие случаи неоднократно фиксировались последние 2 года.
- Все думали, что это нападение волков, но, как показало исследование ветеринарными службами мест укусов, это были характерные укусы собак, - сообщила начальник отдела Бурприроднадзора.
При этом одичавшие животные крайне агрессивные и не опасаются людей.
- Стерилизация безнадзорных собак с их последующим выпуском ограничит лишь их воспроизводственную способность. Но жизненный цикл безнадзорной собаки – 8-9 лет. Животному нужно кормиться, это не решит проблему, а усугубит, поскольку хищничество продолжится и в отношении диких и сельскохозяйственных животных, - подытожила девушка.
Безвозвратный отлов
Позиция Управления ветеринарии Бурятии в этом вопросе однозначна: регулирование численности бездомных собак возможно только путём безвозвратного отлова. При одновременном уничтожении кормовой базы (ликвидации несанкционированных свалок, оборудования мусорных контейнерных площадок).
Сегодня в мире тысячи безнадзорных животных умирают от холода, голода, болезней, под колесами автотранспорта. Они становятся нарушителями общественной безопасности, нападая на людей, провоцируют ДТП, разносят заразные болезни.
Из мировой практики следует, что основной формой работы с ними является безвозвратный отлов: изъятие из городской среды без последующего возвращения и помещение в приюты.
После отлова срок обязательной передержки составляет от 3 до 60 дней. В Англии – неделя. В течение этого срока отловленные животные возвращаются владельцам. Невостребованные – усыпляются. Исключение – Германия, Греция и Италия.
Во многих странах эвтаназия рассматривается как неизбежная мера. Бюджет западных стран не предусматривает пожизненное содержание в государственных приютах бездомных животных.
Международные эксперты считают, что в большинстве случаев подвергнуть животное усыплению более гуманно, чем бросить на произвол судьбы на улицах города и обречь на обычно жестокую смерть. Или позволить отдельным выжившим размножаться на улице, усугубляя проблему безнадзорности.
Но частные приюты имеют право содержать бездомных животных пожизненно за собственные средства.
По данным Всемирной общественной организации защиты животных в некоторых районах Греции, Боснии и Герцеговины, Болгарии, Италии, Мальты, Испании и Сербии используют метод «отлов-стерилизация-выпуск» (ОСВ). При этом выпущенные животные имеют ответственных опекунов.
Согласно отдельных статей конвенции Международного эпизоотического бюро этот метод не может использоваться в странах, где законом запрещено наличие безнадзорных животных (собак, кошек) и при возражении со стороны населения. К ним относится и Россия.
Более того, многолетняя практика применения программы ОСВ не привела к уменьшению количества бездомных животных. К тому же, таким образом поощряется выбрасывание собак на улицу владельцами.
Во всех субъектах России имеются сложности в части правового регулирования отношений по обращению с домашними и безнадзорными животными. Потому что в федеральном законодательстве отсутствуют нормы по регулированию численности безнадзорных домашних животных, выгула, содержания, ответственности за ненадлежащее содержание и защите прав граждан от агрессивного поведения животных.
В связи с этим, каждый субъект РФ решает проблему самостоятельно.
Например, в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде – путём отлова на возвратной основе после стерилизации. Санкт-Петербург на данный путь встал с 2008 года. При этом фиксируются единичные случаи, когда животные с бирками приносят потомство. Их широко озвучивали в СМИ.
В Нижнем Новгороде проблему решили за 2 года, но сегодня специалисты бьют тревогу, так как растёт число людей, покусанных именно безнадзорными стерилизованными животными.
Программа ОСВ ещё в 90-х годах вводилась и в Москве, но была признана неэффективной.
В Управлении ветеринарии республики отмечают, что, более того, субъекты, которые внедрили данную программу, незаконно отменяют федеральные санитарно-гигиенические и ветеринарные нормативы, которые исключают наличие на улицах безнадзорных животных и обязательный отлов таких животных.
Ведомство совместно с муниципальными властями начали необходимые мероприятия.
Напомним, с 1 июля этого года ужесточается ответственность хозяев за своих домашних питомцев, так как бездомные собаки – это, в первую очередь, выброшенные нерадивыми хозяевами.
Каждый пёс теперь будет привязан к владельцу – информация о хозяине будет содержаться в чипе или жетоне, за отсутствие которых с этого дня начнут штрафовать. До этого дня в Улан-Удэ также определят специальные места для выгула домашних собак, который запрещён в отсутствии владельцев.
За отсутствие регистрации предусмотрен штраф от 500 до 1 тысяч рублей для физических лиц, за выгул собак вне специально отведенных территорий без поводка и намордника - от 1 до 2 тысяч рублей.
Пока стороны остались при своих мнениях, но диалог между властью и зоозащитниками безусловно продолжится в том же мирном русле. Ведь общественности и властям республики пора прийти к согласию в данном вопросе, чтобы Бурятия избавилась от этой социально опасной проблемы.