10 ноября в Улан-Удэ фестиваль «Осень. Джаз. Вино», продолжил международный джазовый квартет Роберта Анчиполовского и Алексея Подымкина, который объединил в себе музыкантов России, США и Израиля. Концертной программой «Посвящение Филу Вудсу» известнейшие джазисты начали гастрольный тур по России.
- Мы задумали эту программу полтора года назад и уже тогда начали заниматься, подбирать материал и выстраивать маршрут тура, и он оказался длиннее, чем мы планировали, - рассказал джазовый пианист Алексей Подымкин.
В отличии от основного состава квартета, Алексей уже бывал в Улан-Удэ с другими артистами и был очень рад познакомить бурятскую публику с этими замечательными музыкантами и наследием великого джазиста.
Открытием не только для улан-удэнцев, но и для самих музыкантов стал американский барабанщик Уэйн Смит Джуниор, чья удивительная, тонкая и разноплановая техника оказалась идеальной для ансамбля в этом туре.
- И очень здорово что в этот тур с нами смог отправиться музыкант из США Уэйн Смит Джуниор. У них все немного в Америке по-другому и не каждая жена отпустит мужа на пять недель в гастрольный тур. Но так получилось, что жена Уэйна его отпустила. Для него это первый приезд в Россию, но он уже много всего увидел. Вчера попробовал буузы и конечно мы хотим его угостить сагудаем. Много предстоит еще гастрономических открытий для него, - с юмором рассказывал Алексей.
За так почитаемый любителями джаза глубокий звук контрабаса в этот вечер отвечал иркутянин Дмитрий Аверченков.
- Особенно радостно мне представить музыканта, с которым мы съели два пуда соли вместе, когда только начали заниматься джазом. Практически ваш земляк Дмитрий Аверченков. И я давно планировал, чтобы мы вместе могли поехать в тур. Сегодня первый концерт таким составом. И всю сибирскую часть мы сыграем с Димой, и я этому очень рад, - поделился пианист.
Отметим, что лидер и идейный вдохновителем квартета, саксофонист из Израиля Роберт Анчиполовский учился у обладателя четырёх премий «Грэмми» и звания «Мастер джаза» Фила Вудса. В программе вечера прозвучали лучшие и самые известные произведения выдающегося джазиста, а также поучительная история, рассказанная из первых рук учеником Фила.
В 1977 году Фил Вудс записывался в студии на Манхэттене и в перерыв к нему зашёл человек из соседней студии с просьбой о небольшой помощи. Как оказалось, в соседней студии записывался малоизвестный музыкант Билли Джоэл и нужно было написать одно маленькое соло за которое ему предложили проценты от продажи пластинок или 300 долларов сейчас. Тогда Фил выбрал 300 долларов. Буквально через две недели после выхода пластинки она попала в вершины рейтингов и переиздаётся по сей день.
- Однажды Фил сказал мне: «Я совершил единственную глупость в своей жизни, когда просто отказался от авторских прав своего соло. Если тебе кто-то предлагает такое – не проси деньги, а сразу иди на проценты, всё равно это когда-то выстрелит, - поделился Роберт Анчиполовский.
Высокий уровень мастерства музыкантов привел в восторг гостей филармонии в этот вечер. В паузы между произведениями зал заполняли бурные аплодисменты и ещё долго после завершения программы зрители не отпускали квартет со сцены.
Напомним, что 2 ноября состоялся первый концерт проекта, где выступили певица Катя Килижекова и ансамбль «Доктор Джаз», а финальным аккордом 22 ноября со сцены Бурятской филармонии прозвучит выступление Государственного камерного джазового оркестра им. Олега Лундстрема под управлением Бориса Фрумкина. Концерт пройдет при поддержке Министерства Культуры РФ в рамках «Всероссийских филармонических сезонов», сообщает пресс-служба министерства культуры Бурятии.
Алексей Подымкин отметил, что фестиваль «Осень. Джаз. Вино» уникален, и не имеет аналогов.
- А ещё мне хотелось бы поздравить Бурятскую филармонию с признанием её уникальности, потому что такой проект как «Осень. Джаз. Вино» - такого нет нигде. И то что «Голос кочевников» получил такое признание в России и занял первое место. Это очень здорово и абсолютно заслуженная награда, и начало большого пути. Желаем, чтобы фестиваль развивался и в Бурятской филармонии возникали новые проекты с каким-то интересным смыслом, - подчеркнул пианист.
Альт-саксофонист Фил Вудс признан в современном джазе одной из «звезд» первой величины. Принадлежит к лидерам мэйнстрима и сервайвл-движения, ориентирующегося на сохранение и развитие классических достижений свинга бибопа, хард-бопа и кул-джаза.
Справка:
Вудс Филип Уэллс (р. 2 ноября 1931, Спрингфилд, Массачусетс) - американский джазовый музыкант (альт-саксофон, кларнет), руководитель ансамбля, композитор. С 1948 учился в Нью-Йорке у Ленни Тристано. Академическое музыкальное образование получил в Джульярд-Скул (в том числе по классу кларнета) и в Манхэттэнской школе музыки.
В последующие годы выступал в составе различных оркестров и малых ансамблях, в том числе у Чарли Барнета (1954), Джимми Рэйни (1955), Джорджа Уоллингтона, Фридриха Гульды (в клубе Birdland), «Диззи» Гиллеспи (1956), «Бадди» Рича (1958-59), Куинси Джонса (1959-61, турне в Европу).
Свое первое комбо организовал в 1957 совместно с Джином Биллом (квинтет), в дальнейшем неоднократно создавал собственные ансамбли и записывался с ними на пластинки. Выступал в альт-саксофоновом дуэте с Дж. Куиллом.
В 1962 посетил СССР с биг-бэндом Бенни Гудмена. Участвовал в джазовых фестивалях, например, в Монтерee (с Гиллеспи), Пори (Финляндия, 1968), в Германии и других. Женат на Чен Паркер - вдове своего кумира Чарли Паркера (автора ряда композиций в том числе Rights Of Swing). По анкетам журнала Down Beat несколько раз занимал одно из первых мест среди альт-саксофонистов, уступая лишь музыкантам такого ранга, как «Кэннонболл» Эддерли и Орнет Коулмен. Основанный им в Париже ансамбль EUROPEAN RHYTHM MACHINE в 1969-72 пользовался репутацией лучшего джазового комбо в Европе. Обладатель четырёх премий «Гремми».