За считанные минуты этот реагент должен плавить снег и лед на скользких дорогах, а значит спасать автомобили от заносов. Но все происходит наоборот, считает профессор Иркутского технического университета Александр Федотов. Машины, по его мнению, на таких обработанных участках становятся еще более неуправляемыми. И веские доказательства ему удалось найти.
— Те участки дороги, которые обработаны вот этими покрытиями химическими, это и соль с песком, и прочие реагенты, на этих участках мы получили сильное снижение сцепных свойств шины с дорогой, — говорит заведующий кафедрой автотранспорта ИрНИТУ Александр Федотов.
Какое сцепление колес с дорогой, точные данные определяет вот это устройство — шинный тестер. Его ученый изобрел вместе со своими студентами и аспирантами. Сейчас конструкцию в реальных условиях испытывают коллеги из Бурятии.
— Которые существуют шинные тестеры, они снимают показания с блокированными колесами. Блокированные колеса, что они делают? Они всю эту массу, которая образовалась на дороге, тащат за собой, — говорит ассистент кафедры автомобилей Восточно-Сибирского университета технологии и управления Жаргал Дарханов.
И данные получаются неверными, считают ученые. У их устройства колеса вращаются, как у всех машин во время движения. И даже способны поворачиваться навстречу друг другу. А это помогает определить устойчивость транспорта на дороге с гололедом.
Инновационный прицеп уже проехался по трассам Иркутска, Улан-Удэ и вдоль Байкала. Испытания показали, даже на нечищенных участках сцепление у машин выше, чем на обработанных. Осталось теперь убедить в этом дорожников, говорят ученые. А вместо вредной для шин и дорожного полотна соли они предлагают использовать подогретую гравийную крошку, как в скандинавских странах, где реагенты, кстати запрещены, сообщает ГТРК Иркутск.