Польский органист Дариуш Бонковски-Койс исполнил рождественские песни, гимны и хоралы Листа, Дакена, Дандриё, Дюпре, Нововейски, Рончковски и собственные авторские переложения.
Интервью с доктором исторических наук и искусств, профессором Краковской академии музыки приводит пресс-служба Бурятской филармонии:
- Я не в первый раз в России, но так далеко – в прекрасный зимний город Улан-Удэ, ещё не заезжал. С огромным удовольствием я принял приглашение Бурятской филармонии и общества польской культуры «Наджея» сыграть на фестивале. Думаю, что открывать Рождественский фестиваль вечером органной музыки в храме – это очень символично. Музыка помогает людям собрать свои чувства и мысли, отвлечься от своих проблем и задуматься о чём-то более высоком. А это очень важно в канун Нового года и Рождества.
- Все произведения программы концерта в Улан-Удэ так или иначе связаны с рождественской тематикой – это песни, колядки, хоралы, гимны разных эпох. Расскажите, как вы её составляли.
- Тут композиции польских и французских композиторов, обработка народных колядок Ференца Листа и несколько моих скромных переложений. Многие из этих произведений очень популярны и знакомы большинству слушателей. Я очень старательно подбираю программу, обдумываю, что после чего сыграть, в зависимости от того, для кого играю концерт. Я знаю, что в Бурятии очень большая польская община, поэтому половину программы составили произведения польских композиторов. Для меня важно, что люди услышат редко исполняемую сюиту гимнов Феликса Рончковского, бывшего профессора Варшавской музыкальной академии. Он особенным способом гармонизировал рождественские колядки. Композиторский замысел очень интересный, аранжировка звучит сложно и многогранно. Мне кажется, что такая обработка будет очень интересна для публики.
- Вы часто выступаете в других городах. Что для вас самое сложное в выступлениях в неродных залах?
- Для органиста важнее всего быть отдохнувшим и максимально сосредоточенным. Сложность нашей работы в том, чтобы каждый раз привыкать к инструменту в разных залах. Много времени посвящается именно тому, чтобы адаптироваться к органу. В этом наше отличие, например, от пианистов, которые могут сесть за фортепиано и сразу начать играть. А нам сначала нужно в инструменте подобрать реестры и вписать их в ноты, потому что в разных залах у органа разный голос, нужно к этому привыкнуть. Поэтому наш путь к выступлению намного дольше, чем кажется на первый взгляд. Эта работа трудная, но приносит невероятное удовольствие – ведь орган может вполне конкурировать с оркестром, настолько он многоголосен и самостоятелен.
- Чем вам запомнился этот год и какие планы на будущий?
- В этом году во всей Западной Европе широко отмечали 300-летие со дня рождения Карла Филиппа Эммануила Баха, известного немецкого композитора, сына Иоганна Себастьяна Баха. Мы, органисты, присоединились к празднованию и в течение года сыграли несколько циклов его произведений. В этом году мне представилась честь стать зарубежным экспертом, членом комиссии Национального центра общественно-профессиональной аккредитации Российской Федерации. Два раза за это время я приезжал в Россию. В феврале мы аккредитовали Российскую академию музыки имени Гнесиных, а совсем недавно были в Северно-Кавказском институте искусств в Нальчике. Что касается следующего года, то пока нет каких-то больших планов. Весь январь будет актуальна тема Рождества – я сыграю два концерта в Кракове. А что будет дальше, увидим.