По словам Пурэвбата, усопший монах был учеником Гэсэр Ламы, почитаемой фигуры монгольского буддизма, жившего с 1811 по 1894 годы.
«Он сохранился очень хорошо», – сказал Пурэвбат в интервью AFP в монастыре Улзии Бадруулагч, расположенном в заснеженных горах аймака Тов примерно в 90 минутах езды от Улан-Батора. Пурэвбат возглавляет этот монастырь.
«Как только они закончат чистку, будут видны какие-то определенные черты», – говорит он, добавляя, что в найденном теле скопились пыль и земля и теперь его осторожно готовят к возвращению в первоначальное место.
На фотографиях, опубликованных после обнаружения, видна истончившаяся и запыленная фигура, сидящая со скрещенными ногами, одна ладонь слегка повернута к голове, а верхняя часть тела наклонена вперед. На просьбы AFP взглянуть на «мумию», которая в настоящее время находится в руках официальных экспертов по судебной медицине в Улан-Баторе, был получен твердый отказ. Пурэвбат ссылается на необходимость завершить исследование и тщательно очистить тело перед тем, как показать его публике.
Ведущий специалист по буддизму в британском университете Манчестера Джонатан Майр (Jonathan Mair) говорит, что традиция сохранения телесных реликвий восходит к самому Будде. «В тибетском буддизме (который практикуется в Монголии) преднамеренное сохранение тел важных религиозных учителей является общепринятым», – написал он по электронной почте, отвечая на вопрос AFP.
Буддисты в Монголии подвергались суровым преследованиям большую часть 20 века, когда страна была сателлитом советского лагеря. Репрессии, указывает Пурэвбат, включали разрушение многочисленных ступ, храмов и монастырей, а также убийство 24 тысяч лам в 1930-х. Он собрал снимки костей и черепов казненных лам – в некоторых есть пулевые отверстия.
Первоначальные места, где хранились останки Санжжава и Гэсэр Ламы, это две небольшие ступы, расположенные на расстоянии в три-четыре километра в горах Содномдаржаа в аймаке Архангай. В конечном счете тело Санжжава будет возвращено на прежнее место, хотя планируется сделать более безопасную структуру, чтобы избежать повторной кражи, и также построить небольшой храм, где можно будет читать молитвы, говорит Пурэвбат.
По его словам, когда тело Санжжава было похищено, останки Гэсэр Ламы не были забраны, потому что «его защищает его энергия», сообщает ИА «АРД».
«Просто какой-то человек с улицы не может притронуться к нему, потому что он очень могуч, – поясняет Пурэвбат. – Никто не может коснуться его».