Общий объем разлитой ртути специалистами оценивается от 300 граммов до одного килограмма. Известно, что ядовитый металл нашли в заброшенном складе неподалеку от села Тапхар четверо учеников шестых и седьмых классов. Дети переливали металл по баночкам, пакетам и, в данное время, ее следы обнаружены еще в нескольких местах: это магазин, средняя общеобразовательная школа и в шести квартирах.
Первое сообщение о ЧП поступило в 22:00, четвёртого марта. По словам сотрудников районной Администрации, практически сразу же в селе был объявлен режим повышенной готовности, который продлится как минимум ещё трое суток.
- Мы ночью, практически собрались, организовали штаб и решили... Утром в 9 часов состоялся второй штаб и немедленно выехал, - говорит консультант ГО и ЧС Администрации Иволгинского района Бавасан Балданов.
В данное время дети чувствуют себя удовлетворительно и за ними установлено медицинское наблюдение. Они долгое время контактировали с ртутью. Также выявлено еще несколько мест, где три мальчика и девочка разлили ядовитый металл.
- Предположительно, что возле турника, еще перед детским садом, но методом осмотра, просмотрели все досконально, не обнаружено было следов, хотя, конечно, на снегу отблески идут сплошные. Кому попала ртуть детям на руки, кому на одежду, - сказал главный специалист-эксперт ГУ МЧС России по Бурятии Сергей Зыков.
В Тапхаре закрыт магазин и на несколько дней приостановлена работа школы.
- Надо отметить, что во всех помещениях имеет место превышение паров ртути. Сейчас представители Роспотребнадзора и Центра гигиены и эпидемиологии, филиала Иволгинского, они занимаются выписыванием предписаний должностным лицам, организовывают мероприятия по демеркуризации данной проблемы, - пояснил специалист ГО и ЧС Центра гигиены и эпидемиологии в Бурятии Анатолий Черчик.
Предположительно, что на складе, где были дети, ртуть могла находиться еще с советских времен. Дело в том, что она использовалась в технологическом процессе при производстве калийных удобрений на комбинате в селе Тапхар.
По словам специалистов, сейчас ситуация в Тапхаре находится под контролем. Тем не менее, жители села винят в произошедшем местные власти.
«А почему сразу не убрали, когда это было, давно? Когда они приносили, это уже все в поселок. Там говорили, что все убрали, но видимо, две-три колбы не нашли. Надо было сразу все это искать и смотреть. Это все года две-три назад тому было».
Если информация о том, что на складах заброшенного комбината находятся опасные химические вещества, подтвердится, то можно с уверенностью говорить о том, что сложившаяся ситуация - лишь одно звено в целой цепи вероятных проблем, сообщает телекомпания «Тивиком».
Между тем, ещё в 2008 году «Номер один» сообщал об истории, связанной с Ошурковским месторождением и некогда функционировавшим Забайкальским апатитовым заводом, расположенным в селе Тапхар Иволгинского района. Имущество предприятия распродавалось вопреки здравой логике и действующему законодательству. А бесконтрольность, царившая на объекте, позволила допустить в свободное обращение радиоактивные вещества.
Судьба Забайкальского апатитового завода (ЗАЗ) необычна. Он не успел стать флагманом республиканской экономики. Как известно, сначала, в 80-е годы, его решили построить, успели воздвигнуть цех, установить оборудование. Даже добывали апатит в экспериментальном порядке. Но случилась экологическая катастрофа: прорвав заграждения, грязные флотационные воды хлынули в Селенгу.
После чего, в 1986 году, власти пришли к выводу, что существование апатитового завода «приведет к дополнительному загрязнению природного комплекса озера Байкал, Селенги и города Улан-Удэ». И завод оставили в покое. Производство стояло, цеха и оборудование разрушались и разворовывались «в меру энтузиазма» местных жителей. Имущество юридически принадлежало республике.
Спустя десять, в 1996 году, было принято логичное по тем временам решение. На основании постановления правительства Бурятии вся собственность Забайкальского апатитового завода была передана из республиканской собственности в муниципальную.
Таким образом хозяином завода стал Иволгинский район, вернее, его администрация. Получив себе завод, администрация района в течение нескольких лет передавала предприятие с баланса на баланс разным муниципальным структурам. Те, в свою очередь, периодически банкротились, апатитовый завод шел дальше по районным рукам. В конце концов, вернувшись обратно к администрации.
В общем, сняв «сливки» с предприятия, администрация района не хочет заниматься вопросами в отношении остального уцелевшего имущества Забайкальского апатитового завода. Оно до сих пор находится в полуразрушенных зданиях предприятия и медленно приходит в негодность, покрываясь ржавчиной. И ладно бы речь шла о банальном металлоломе, в конце концов, сотни предприятий в Бурятии прошли подобный печальный путь. Но как нам стало известно, до недавних пор в заброшенном заводе хранился радиоактивный цезий. А это уже серьезно.
Таким образом, в связи с событиями на Забайкальском апатитовом заводе есть факт странной распродажи активов со стороны администрации Иволгинского района. Есть чиновники правительства, которые, не дай Бог, «боятся нарушить» Конституцию России и на том основании не лезут в конфликт. А также существует такая «мелочь», как цезий-137, и его возят с территории Иволгинского района по Бурятии в коробках и пытаются продавать как мешки с картошкой.