В течение двух лет специалисты из Санкт-Петербурга разрабатывали схему охраны атмосферы и предельно допустимых выбросов Улан-Удэ и сегодня представили её.
На основании информации был создан компьютерный банк данных, который состоит из 3 467 промышленных источников загрязнения атмосферы, 717 машин, более чем 20 тысяч автономных источников теплоснабжения. Отметим, от них в атмосферу поступает 209 видов вредных веществ.
Вклад промышленности
В течение многих лет Улан-Удэ входит в список городов России с повышенным уровнем загрязнения атмосферного воздуха.
Так, на первом месте по количеству источников выбросов стоит ОАО «Улан-удэнский авиационный завод» - 624 источника, на втором месте – ЛВРЗ – 575 вредных источников, и на третьем месте – улан-удэнский энергетический комплекс – филиал ОАО «ТГК-14» - 155 источников.
Самыми значимыми предприятиями Улан-Удэ с точки зрения выбросов загрязняющих веществ являются: улан-удэнская ТЭЦ-1 (вклад данного предприятия в суммарные выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников составляет более 33 %). На втором месте – ТЭЦ-2 (вклад почти 19 %).
Отметим, высокие значения серы диоксида создаются выбросами предприятия улан-удэнской ТЭЦ-1. А вклад загрязнения неорганической пыли вносит котельная улан-удэнского энергетического комплекса и ЛВРЗ.
- Что касается ТЭЦ-1 и ЛВРЗ здесь требуется проведение дополнительных мероприятий, чтобы снизить уровень загрязнения атмосферного воздуха от промышленных предприятий, - сообщил первый заместителя министра природных ресурсов Бурятии Александр Лбов.
Неблагоприятный климат
- Проблема не том, что у вас худшие предприятия, а проблема самого расположения города. Улан-Удэ и Улан-Батор расположены в неблагоприятных с точки зрения загрязнения атмосферного воздуха климатических условиях. Примеси не рассеиваются, в скапливаются, - сообщила руководитель отдела петербургского института прикладной экологии и гигиены Марина Волкодаева.
Впервые в России были обследованы дома частного сектора для оценки характеристики выбросов загрязняющих веществ. В Улан-Удэ всего 20 тысяч домов. В результате проведенных обследований выяснилось, что в 77,7 % случаев используются печи, в 22,3 % котлы.
- В 50 % случаев - это самодельные котлы, конечно, которые никем не сертифицированы и непонятно, сколько вредных загрязняющих веществ выбрасывается от конкретного самодельного котла, - сообщила Марина Волкодаева. - До этого, по данным министерства природных ресурсов говорилось, что в основном используется в домах уголь, но по нашим данным получилось, что в 80 % используются дрова. Это в основном сосновые, хотя бывает, что жгут и лиственницы. Мы, конечно, были удивлены.
Газ, жидкое топливо, топливные брикеты и электрообогрев применяются в очень малой части домов (0,7%). В целом, в среднем в топке одного дома за год из сжигаемого топлива извлекается 14 Гкал в год тепла.
Специалисты отмечают, что максимальное количество выбросов происходит в восемь учасов утра и в восемь часов вечера.
Так, для решения этой проблемы предлагается централизация отопления домов.
- Я думаю, мэрия, в частности управление архитектуры, уже получила достаточную информацию, к чему приводят ДНТ, СНТ и прочие товарищества. В результате сейчас у нас по оксиду углерода возникли такие высокие концентрации, - прокомментировал Александр Лбов. - Уже видно, что Улан-Удэ превращается в Улан-Батор, происходит деревенизация города. Это необходимо остановить и выработать решения по переводу на централизованное теплоснабжение или же на использование электрокотельных, газовых котельных, в худшем случае – брикетов, пеллетов.
Также, по его словам, необходимо «комплексно решать проблему мелких котельных».
Улан-Удэ догнал Санкт-Петербург
Для определения выбросов от автомобилей Улан-Удэ также были проведены исследования. Результаты показали, что наибольшая интенсивность движения - более пяти тысяч автомобилей в час - была зафиксирована на улице Бабушкина. На 15-и автодорогах - от двух до пяти тысяч автомобилей в час. На восьми дорогах – от 1,5 до двух тысяч.
- Эта на уровне города Санкт-Петербурга. Поэтому для Улан-Удэ с намного меньшим уровнем жителей и намного меньшим по масштабу городом – интенсивность движения очень высокая, - добавила Марина Волкодаева.
Отметим, основной вклад в суммарную интенсивность автотранспортного потока вносят легковые автомобили, в среднем 77 %. Около 21 % - грузовые автомобили, из которых 11 % составляют грузовые дизельные автомобили.
- По автотранспорту понятно, что идет превышение диоксида азота. Количество машин растет, и нам специалисты определили: чтобы снизить уровень загрязнения, всем нужно перейти на «Евро 4». То есть в таком случае уровень выбросов будет близок к нормальному, - пояснил Александр Лбов.
Для развития же улично-дорожной сети, необходимо строительство автомагистрали Юго-Восточного обхода города с одновременным выводом на данную автомагистраль всего транзитного автотранспорта. Также необходимо расширение существующих автодорог и строительство дополнительных развязок. Особое внимание – развитию трамвая как самого экологичного вида транспорта.
Кроме того, предусмотрено строительство моста через реку Уда.
- У нас есть дополнительные основания, чтобы как-то дополнительно доказать необходимость строительства третьего моста через Уду. Мы видим, что концентрация диоксида азота будет снижена, - отметил Александр Лбов.
По мнению Марины Волкодаевой, «для глобального решения задачи требуется обновление автопарка Улан-Удэ и снабжение качественным бензином».
Отметим, схема для Улан-Удэ была заказана министерством природных ресурсов Бурятии за 12 миллионов рублей. Деньги на это выделены из республиканского бюджета. И срок действия схемы предельно-допустимых выбросов составляет пять лет.
- Мы только сейчас поняли, что нужно делать. У нас создан банк данных, он будет вестись. За пять лет мы все пересчитаем, - заключил Александр Лбов.
Надежда Барасова, "Байкал-Daily"