Как известно, проблемы с пригородными перевозками в республике появились уже давно. В 2012 году минтранс начал программу по оптимизации железнодорожных маршрутов. Тогда ведомство отменило два маршрута, в 2013- три. Однако, осенью ситуация обострилась – Выдрино и Бабушкино даже заявили о готовности выйти из состава Бурятии. Минтранс объясняет сокращение маршрутов их нерентабельностью.
С этим же связано с и повышение тарифов на оставшиеся маршруты. Это вызвало массовое недовольство тех жителей Бурятии, которым часто приходится пользоваться «электричками». Ранее Байкальская пригородная компания, осуществляющая пригородные перевозки, поясняла рост цен приказом республиканской службы по тарифам. Однако, бурятские власти сегодня сослались на то, что в основу решения РСТ положены данные, представленные БППК.
-В декабре у нас вышли тарифные решения. Свои затраты пригородная компания принесла в таком объёме. Мы по закону не имели права не установить им тариф. Мы его установили в соответствии с действующим законодательством, приняв все их обоснованные затраты,- отметил замминистра Евгений Горюнов. - С 2010 г пассажиропоток упал практически на 40%, но затраты на перевозку пассажиров остались на прежнем уровне. Поэтому затраты перевозчик перенёс в тариф.
Несмотря на обоснованность повышения тарифов, в РСТ не отрицают возможность их пересмотра. Однако причины для этого должны быть весомыми:
- Конечно, пересмотр тарифов возможен. Если будут объективные причины, или увеличится пассажиропоток. Либо будут выделены дополнительные субсидии,- заявила начальник отдела регулирования тарифов в социальной сфере и на транспорте Республиканской службы по тарифам Марина Цырендондокова.
Отметим, что субсидирование перевозчиков производится правительством Российской федерации и субъектами, в том числе Бурятией. В рамках субсидий РФ пригородным перевозчикам на компенсацию расходов на аренду инфраструктуры российских железных дорог выделяется 25 миллиардов рублей.
-То есть они платят лишь 1%, а 99 % за них платит государство,- уточнил Евгений Горюнов,- В течение 2011 года республикой было заплачено 27,9 миллионов в адрес пригородных компаний, 33 миллиона в 2012 году, и 5 миллионов за 2013. На февральской сессии будет выделено ещё 29 миллионов в адрес Байкальской пригородной компании.
Тем временем, пока для тех поселений, где нет качественных дорог, будет решаться вопрос с электричками, для всех остальных в качестве альтернативы убыточным железнодорожным перевозкам правительство Бурятии активно продвигает автомобильный транспорт.
Как считают в министерстве, уход «Истан» особо не сказался на перевозках жителей пригородных районов. Муниципальные перевозки, по словам замминистра, сегодня на 90 процентов обновлены сертифицированным транспортом. В Заиграевском и Кабанском районах автопарк обновился на 100%. Тем не менее, в последнее время жители Бурятии неоднократно жаловались на отсутствие транспорта. Кроме того, бывали случаи, когда на автомобиле в связи с погодными условиями проехать было невозможно.
Так, в декабре случился коллапс из-за снегопада, в связи с чем было затруднено движение в сторону Выдрино, а между тем, именно на автосообщение уповали власти после сокращения электричек. Позже минтранс пообещал, что для расчистки дорог району будет выделено 18 миллионов рублей на приобретение спец.техники: грейдеров, комбинированной дорожной машины и погрузчика.
Сегодня на брифинге ведомство подтвердило, что вопрос с техникой для Кабанского района и, в том числе, для Выдрино, решится в течение одного-двух месяцев. Между тем, такое же обращение поступило от Заиграевского района.
- Мы делаем всё, чтобы поддержать альтернативный вид транспорта,- отметил Евгений Горюнов,- Чтобы выполнялись все технические требования.
Замминистра также заявил, что подобные проблемы с транспортом в будущем будет решать специально созданная рабочая группа. В состав группы войдут представители общественности, депутаты Народного хурала, специалисты РЖД и «Байкальской пригородной компании». . Соответствующее распоряжение выйдет 16 января. Однако когда появятся первые результаты работы этой рабочей группы - пока неизвестно. Евгений Горюнов пообещал, что это произойдёт в «ближайшее время». По всей видимости, пока пассажирам придется подождать.
Марина Игумнова, "Байкал-Daily"