Бурятию отметили в числе регионов, финансовое состояние которых не способствует наращиванию дорогих коммерческих кредитов. В этот список попали также Тамбовская, Псковская, Кировская, Ульяновская области, Пермский край (предоставлявший предприятиям максимальные льготы по налогу на прибыль и в двадцать раз нарастивший объем бюджетных кредитов), республики Коми, Хакасия, Еврейская АО. Об этом сообщили в Ассоциации российских банков. Также издание отмечает, что бюджетные кредиты стали использоваться регионами для рефинансирования рыночного долга и прогнозирует, что в ближайшие два года банковские кредиты регионов должны быть значительно перекрыты облигационными займами.
Впервые за пять лет бюджетные кредиты регионов России были направлены на рефинансирование долгов, а не на финансирование дефицитов бюджетов. На конец 2016 года (впервые с 2011-го) задолженность регионов перед банками стала меньше, чем задолженность перед федеральным бюджетом. Совокупный банковский долг регионов снизился на 157 млрд рублей. При этом не все регионы заместили рыночный долг бюджетным. К ним, в частности, относятся регионы с неустойчивым финансовым положением.
Но в 2017 году структура госдолга снова изменится. Регионами будет возвращено больше бюджетных кредитов, чем выдано, поскольку подошёл трёхлетний срок возврата бюджетных кредитов, выданных в 2017 году. К тому же остаётся необходимость финансировать бюджетный дефицит. К концу 2019 года доля рыночного долга в структуре заимствований может составить 80%.
Банковские кредиты продолжают оставаться наиболее востребованным рыночным инструментом финансирования дефицита. С 2013 года их объем более чем вдвое превышает объем государственных ценных бумаг в структуре долга регионов. Но размещение облигаций выгоднее как по стоимости заимствования, так и по сроку. В течение трех-пяти лет регионы смогли бы перевести в облигации текущий долгосрочный банковский долг и замещаемый объем бюджетных кредитов.
Что и рекомендуют регионам аналитики. Даже закредитованным субъектам более длинные долговые бумаги обходятся дешевле коротких банковских займов. Потенциальная экономия составит 2–3% от стоимости обслуживания долга в год.
В противном случае, при снижении доли бесплатных бюджетных кредитов рост процентных расходов неизбежен. Это негативно повлияет на кредитное качество российских регионов. Но в случае выхода на рынок облигаций регионам удалось бы частично нивелировать этот эффект, сэкономив на обслуживании долга.
Остаётся также вариант реструктуризации бюджетных кредитов. Например, в 2015 году были пролонгированы выданные в 2011 году бюджетные кредиты на строительство и содержание автомобильных дорог. Период их погашения изменился на 2025–2034 годы.
Возврат бюджетных кредитов рассматривается пока как маловероятный, поскольку их финансирование не предусмотрено годовым бюджетом страны. С другой стороны, это один из источников финансирования дефицита федерального бюджета. И если федеральный бюджет сможет отказаться от такого источника объемом 250–300 млрд рублей в год, резкого нарастания доли рыночных заимствований может не произойти.