23 апреля

Популярное

Туяна Николаева: Сергей Левицкий назначен на роль Мессии

Туяна Николаева: Сергей Левицкий назначен на роль Мессии
Общество,  Фото:Baikal-daily.ru
Известный театральный критик Туяна Николаева в блоге на «Байкал-Daily» размышляет о назначении молодого режиссёра Сергея Левицкого на пост художественного руководителя театра русской драмы

«Слухи о том, что худруком ГРДТ им. Н. Бестужева станет молодой режиссер Сергей Левицкий, заходили-забродили сразу же после его победной дебютной постановки спектакля «Фронтовичка».

Обстоятельства с кадрами в сфере культуры и искусств у нас таковы, что решая вопрос о каком-нибудь назначении, министр культуры, компенсируя крайнюю стесненность в выборе, как правило, принимает очень экстравагантное кадровое решение. Но даже если бы у него была возможность широкого и свободного выбора, при его любви к эффектам, он все равно принял бы самое спорное, но зато по-гусарски эффектное решение, руководствуясь принципом - кто не рискует, тот не пьет шампанского!

Благородный напиток как венец благородного дела – это святое. Вопрос только в том, кто именно, в конце концов, будет пить шампанское? И с кем?

Итак, Сергей Левицкий назначен на роль Мессии. Его удел - вдохнуть веру в уставшие, изверившиеся души актеров ГРДТ, и вывести, погрязшую в грехе уныния, труппу из творческого тупика к свету театральной истины. Говоря прозаически, новый худрук в течение года работы должен сделать из ГРДТ современное по духу и содержанию творческое пространство, органично вписанное в общероссийский театральный контекст.

Левицкий свое предназначение выполнить готов – за несколько дней до официального оглашения его худруком мы встречались, - он полон убедительной веры в себя, чистыми помыслами, и вызывающим уважение, покоем, отсутствием внутренней суеты. Но при всей иконической аскетичности его облика, и возвышенности его целей, чудотворить на регулярной основе у него вряд ли получиться. А придется именно чудотворить. Для того, чтобы достичь желаемого результата необходима тяжелая работа вовсе не чудотворцев, а группы настоящих профессионалов - высокоэффективных антикризисных менеджеров. В общем, нужен административный ресурс. А вот его-то и нет у нового худрука ГРДТ! Совершить прорыв в другое театральное измерение министр улыбчиво предназначил Левицкому в тандеме с прежним директором, чья принципиальная позиция категорического противника и сопротивленца, известна всем.
И точно так же нам всем известно, что с этим административным «ресурсом», любые попытки сделать из ГРДТ театр, за который не стыдно, превращаются в какой-то сериал, одновременно, и абсурдистско-«концептуальный» и трагикомический. Под названием «Прогулки по граблям». На протяжении многих лет в нем разыгрывают только два эпизода – деятельность нового худрука, которому противодействует директор; и сцена увольнения директора с последующим возвращением его в насиженное кресло. Обстоятельства, условия, место действия, массовка, главные действующие лица – все то же. Меняется лишь один персонаж - худрук.

Двоих из них Степанов переиграл, пересидел, и переходил с помощью своих высоких покровителей. Что не помешало председателю СТД РФ А. А. Калягину в конце 13-го года, в о-о-очень гневном письме Наговицыну – по поводу того, что со Степановым не продлили контракт - кроме требований урезонить самоуправного министра культуры, уволившего такого заслуженного, такого замечательного директора, обвинить министра чуть ли не в коррупции! Особую пикантность этой коррупционной «приправе» добавляли как момент появления письма – практически сразу после появления приказа о прекращении контракта со Степановым, так и заступничество за несчастного гонимого высших сил, и светских, и духовных.

Говорят, и в этот раз батюшка проявил участие - помогал директору ГРДТ подыскивать удобного ему худрука… Хотя понятно же, что ни с кем директору ГРДТ не было бы так удобно, как с самим собой! Вот было бы эффектное, так эффектное кадровое решение - назначить директора еще и художественным руководителем. А что? Абсурд надо доводить до его абсурдной точки, и бегом занимать места в партере! И с чистой совестью наблюдать, как Петр Григорьевич Степанов с Петром Григорьевичем Степановым полюбовно водят театр от одной поделки к другой. От вульгарно-грубой «Он, она, окно, покойник» до импотентской «Комнаты невесты». От бессмыслицы к беспомощности. Туда и обратно, туда и обратно… Догулялись бы таким образом до самого дна, конечно, но зато такое решение было бы моральнее, чем повторение неудачного эксперимента с Юмовым - снова выставлять молодого, не обладающего опытом хоть какой-то руководящей работы, режиссера, не защищенного никакими жирными и мохнатыми связями в различных верхах, одиночку, против директора ГРДТ со всеми его «чадами и домочадцами». Понятно, что Левицкий для Степанова - никто, мальчишка, а для министра нечто вроде шарика в игре в рулетку, выиграет – ура, не ошиблись в выборе, не выиграет – да, в общем-то, особо и не надеялись.

Левицкий же в этой гамлетовской ситуации, когда не принять вызов невозможно, а принять, значит, оказаться одному против моря бедствий, исходит из того, что лучше пожалеть о сделанном, чем о несделанном, и прельщается шансом, все же создать ТЕАТР. Театр, принципиально чуждый «покойникам» и «невестам», принципиально художественный, принципиально не коммерческий, принципиально не развлекательный. И чтобы директор ГРДТ не только добровольно поступился единовластием, которое он десятилетиями устанавливал в своем театральном царстве-государстве, но и попустил такие революционные перемены в его театре?! Ни-ког-да! Следовательно, борьбе быть. Но взвешивая силы сторон, следует учесть, что в отличие от первого «дубля» в третьем кое-какие обстоятельства все же изменились.

Во-первых, Левицкий не чужой, не пришлый в этом театре. Он – свой. И степень доверия ему в коллективе ГРДТ гораздо выше, чем двум предыдущим назначенцам министра культуры. Во-вторых, успехом «Фронтовички» он показал актерам, что способен подарить им профессиональное счастье. Следовательно, не так уж молодой худрук и одинок, каким, возможно, кому-то хотелось бы его видеть. В-третьих, он обладает характерной для молодых людей нашего времени способностью существовать не стихийно, а интеллектуально, осознанно – структурировать мысли, замыслы, действия, желания, планы. Полный вариант известной пословицы – один в поле не воин, а путник, замечательно характеризует эту свойственную молодым вариативность мышления, способность изменить взгляд на ситуацию, и, таким образом, подчинить ее своим интересам.

Наконец, в январе 2016 года у директора ГРДТ заканчивается очередной контракт…Правда, скорее всего, мы вновь увидим очередное торжественное водворение директора в его кресло.

Впрочем, было бы глупо демонизировать Степанова. Ну, не одной черной краской он писан, не Кащей Бессмертный он - нет в нем однозначности сказочного злодея. В принципе, злодейства в нем нет. Человек он не злой. Он любопытный, азартный, увлекающийся, легкий на подъем и принятие решения, он умеет и думать, и смиряться, и уступать, и выслушать, и защитить, и проявить справедливость – замечательные качества для того, чтобы вместе с худруком выдернуть театр из застоя! Но ключевое слово здесь – вместе. К сожалению, есть какая-то таинственная, внешняя, или внутренняя – не знаю - но очень не умная сила, просто дурость какая-то(!) которая застит глаза, и заставляет директора ГРДТ воспринимать вот это самое вместе как заговор темных сил против него лично.

Таким образом, шанс войти в историю не столько как заслуженный строитель, но главным образом как создатель, вместе с худруком, в стенах ГРДТ пространства уникальной театральной мысли, Степанов упустил уже 2 раза…

Что ж, «каждый выбирает по себе»…

Вот и худрук РАМТа Алексей Бородин в одном из недавних интервью вспомнил ситуацию, когда он впервые как художник столкнулся с советской идеологическо-функционерской системой и встал перед выбором – как быть, что делать? Между прочим, был он тогда в возрасте Сергея Левицкого. Бородин решил, что в ситуации, когда ты один против машины, давление сильно, а поддержки ждать неоткуда, главная человеческая и профессиональная задача – «…остаться собой. Сохранить себя. Потому что очень легко начать чему-то улыбаться, к кому-то прислушиваться, притвориться всегда можно... И все, ты пропал как художник. … надо брать только профессией, быть профессионально оснащенным. Сохранить себя и остаться профессионалом - две вещи, больше ничего не надо. И юмора не терять».

Ни убавить, ни прибавить».

Напомним, Сергей Левицкий был назначен худруком русского драмтеатра приказом министерства культуры Бурятии от 24 июля. Режиссёр-постановщик театра сменил на данном посту Анатолия Баскакова, с которым минкульт не стал продлевать контракт.

Уважаемые читатели, все комментарии можно оставлять в социальных сетях, сделав репост публикации на личные страницы. Сбор и хранение персональных данных на данном сайте не осуществляется.

Читают сейчас

В Улан-Удэ осуждённым прочитали лекцию о буддизме
Общество, 23.04.2024
Дымбрыл-лама также подарил книги и атрибутику
Жительнице Бурятии вручили медаль «100 лет Селенгинскому району»
Общество, 23.04.2024
Сейчас Мария Дамбаевна Балданова живёт в Улан-Удэ 
В Бурятии продолжается строительство моста через Гаргу
Общество, 23.04.2024
Работы ведутся в Курумканском районе
В районе Бурятии больным не дают свободно гулять
Общество, 23.04.2024
Местные жители не могут понять, почему их ограничили в передвижении
Дети в Бурятии прошли школу юных пешеходов
Общество, 23.04.2024
Для ребят провели профилактические занятия
В Бурятии пройдёт молебен у лика Богини Янжимы
Общество, 23.04.2024
Молебен проведут ширээтэ-ламы всех дацанов
Парки и кладбища Иркутска обработают от клещей
Общество, 23.04.2024
Под обработку попадут зелёные зоны общей площадью 593,8 га
По всей Бурятии продлили «дачные» маршруты
Общество, 23.04.2024
Жители республики смогут ездить на них до середины октября
В Улан-Удэ приступили к реконструкции стадиона «Забайкалец»
Общество, 23.04.2024
За полвека здесь ни разу не делали капремонт 
Загрузка...
^