Борьба на ролтоне
До «президентского турнира» осталось меньше недели. Это очень важные соревнования. Уже много лет они имеют статус международных, класса «А», входящих в официальный календарь FILA. Это ещё и самый дорогой турнир республики - стоимость около трёх миллионов рублей. Уже разосланы приглашения сми, в республике уже ждут почётных гостей. И как гром среди ясного неба прозвучало заявление ведущих бурятских спортсменов о намерении проигнорировать турнир и не выйти на ковёр.
Как говорят сами спортсмены, им надоело питаться ролтоном и ходить в китайских тряпках вместо спортивной формы. Спортсмены устали от того, что им приходится жить обещаниями, которые никогда не выполняются, без нормального отношения к своему труду со стороны спортивных чиновников. Спортсмены не могут работать на имидж республики и выступать на официальных турнирах в то время, когда им практически нечем кормить себя и свои семьи.
Основной проблемой спортсмены видят непрозрачное расходование средств в ШВСМ и РСДЮСШОР. После недавних громких статей по поводу вышеуказанных учреждений, спортсмены впервые узнали, что финансирование бурятского спорта высших достижений оказывается исчисляется сотнями миллионов рублей, большая их часть тратится на зарплаты чиновникам и гостренерам, в то время как до них едва ли доходят хоть какие - то крохи. Также спортсменов не устраивают статьи расходов. Оказалось, что финансовая поддержка спортсменов ограничивается теми, кто попал в сборную России. Стоит проиграть хоть одно соревнования, автоматически лишаешься всего. А ведь, чтобы попасть в сборную нужно много работать, пройти сито республиканского и федерального окружного отбора, а делать это за бесплатно и на голодный желудок очень трудно.
Сегодня в ФСК состоялась неофициальная встреча тренеров, спортсменов и функционеров от спорта. На ней спортсмены озвучили свои претензии.
- Таким образом мы хотим показать что на самом деле происходит. Все устали. - начал известный борец Цыбик Максаров. - Мне через десять лет будет 40, ребятам молодым по 30. Они смотрят на меня, на моих ровесников, и что они видят? Легче и выгоднее пойти работать маршрутчиком. Ребята вынуждены уезжать... Витя Банзаракцаев, Базыр Базаргуруев, Базар Жалсапов. У нас просто не осталось борцов. Сборы идут, витаминов нет, нормального питания нет, сейчас ангина у ребят, нет лекарств. На международные соревнования не ездим, питания нет. Ребята на ролтоне прорываются. На недавних соревнованиях в Монголии не смогли даже за лицензии заплатить свои.
- Жалко свои молодые годы, - продолжает участник пекинской Олимпиады, выступающий сегодня за Кыргызстан Базыр Базаргуруев. - Мне давно обещали землю, мол, дадим, дом построишь, будешь жить. Так всем обещают, все же из районов ребята наши. И никому ещё данные обещания не выполнили. Смысла заниматься борьбой, получается, нет. Это ещё и стыдно. На сборы с дагестанцами едем или с якутами. Даже в кафе сходить поесть с ними не можем, нет денег. Всю энергию вкладываешь, получается, а отдачи никакой, некоторые своим сверстникам в глаза смотреть не могут, стыдно. Вроде борец, а за душой ни гроша, ничего не добился, получается, хотя за республику выкладывался, побеждал несмотря ни на что. Наши молодые смотрят на это всё и бросают, нет стимула.
Выпирающая бедность
«Куда уходят деньги?» - один за другим тренеры и спортсмены задавали вопрос директору ШВСМ Гуро Цэдашиеву, гостренеру по борьбе Юрию Сандакову и президенту федерации борьбы, чемпиону мира Борису Будаеву.
- Все борцовские регионы знают, что буряты - самые бедные. Такое впечатление складывается при взгляде на ребят. У них форма самая дешёвая какую можно только найти - 250 рублей наверное стоит, китайские тряпки. Спортсмены даже не надевают её, стыдно, засмеют. Как с такими деньгами на спорт бороться?, - вопрошал известный спортивный функционер Баир Тушемилов. - У якутов и тувинцев со сборной ездит целая толпа массажистов, психологов и врачей. А наши впятером приезжают, есть нечего, одеть нечего, ещё и сами складываются на поездки. Вот как бороться? Как противостоять в таких условиях? Хотите, чтоб на ролтоне медали они приносили?
- Я с 1991 по 2001 возглавлял спорткомитет, - произнёс наставник лидера мужской сборной Бурятии Александра Богомоева Валерий Иванов. - Это были тяжёлые 90- е годы, мы выбивали, умудрялись выбивать деньги на питание и на витамины. И ребята наши выигрывали, не чувствовали себя униженными. В спорткомитете вчетвером организовывали все мероприятия. сейчас же я смотрю, развелось спортивных чиновников, сколько на их зарплату тратится? А вот мы до сих пор, чтобы чемпионат Бурятии провести со спортсменов собираем по 200 рублей. У меня есть какой - то авторитет, я Богомоеву что - то могу найти, обеспечить. Я вообще не тренирую уже, а только и делаю, что ищу деньги, ищу спонсоров. А что другие?
Борьба умирает
Тренеры отмечают, что из -за неправильной политики республиканского агентства по спорту, «выкосился» целый пласт борьбы в районах.
- Борьба умирает, в Джиде, в Кяхте, в исконно сильных районах уже нет борьбы. А почему? Потому что нет денег. Раньше по тысячи детишек приезжало в Улан-Удэ, соревновались по нескольку дней, можно было проводить селекцию, заметить таланты. А сейчас? Какой сумасшедший за свои деньги повезёт к нам толпу детей? - вопрошают тренеры.
Если такая ситуация сложилась в самом главном и финансируемом спорте Бурятии, страшно подумать, как там у других? Сегодня спортивная борьба уступает место национальной, а всё потому, что национальная, благодаря деятельности Хамбо Ламы Аюшеева, даёт хоть какую - то возможность заработать. Практически все результативные спортсмены летом устраивают чёс по сурхарбанам, пропуская важные сборы. Чемпионов национальной борьбы не только уважают, но и щедро, с полагающейся честью, одаривают. Выбирая между спортивной и национальной борьбой, ребёнок выберет второе. Однако специалисты вольной борьбы считают такой перекос опасным.
- Национальная борьба - хороший вид спорта. Только дальше республики некуда идти. Это борьба для своих. Смысл же вольной борьбы - показать весь спортивный потенциал республики, её мощь на международном и российском уровне, - уверенны специалисты.
Мархаев попросил не саботировать
В разгаре жаркой дискуссии и взаимных обвинений депутат Госдумы Вячеслав Мархаев решил взять в свои руки модерацию разговора, который стремительно перетекал в свару. Депутат призвал всё же не бойкотировать соревнования, потому, что такая выходка только повредит бурятской борьбе, но изложить свои претензии и предложения на бумаге, создать рабочую группу и уже после соревнований плотно этим вопросом заняться. Например на внеочередном совещании федерации по борьбе заменить Бориса Будаева на более эффективного президента или изменить республиканские законы о спорте, попросить дополнительное финансирование.
Судя по недоумению и растерянности спортсменов, особенно молодых, они так и не поняли, услышал кто - то их бойкот или нет. Вполне возможно, что Вячеслав Мархаев в этой ситуации впервые выступил союзником Наговицына, и благодаря силе своего авторитета среди борцов, погасил разгорающийся скандал туманными обещаниями. Никто не знает что будет с борьбой после турнира, возможно об этом эмоциональном разговоре никто и не вспомнит. Что мешало чиновникам и депутатам вступиться за борцов раньше? Может быть отсутствие мотивации, сообщает «Номер один».