26 апреля

25 апреля

Популярное

Игорь Шутенков: Улан-Удэ - город особенный и уникальный

Игорь Шутенков: Улан-Удэ - город особенный и уникальный
Власть,  Фото:администрация Улан-Удэ
В большом интервью мэр Улан-Удэ Игорь Шутенков рассказал «Байкал-Daily» об уникальности города, изменении градостроительной политики в столице Бурятии, политической воле, взаимоотношениях с ТГК-14 и многом другом

- Для мэра города в чём заключается уникальность Улан-Удэ?

- Ваш вопрос тянет на целую книгу об особенностях Улан-Удэ. Мы все горожане, и любим свой город. И обычно, когда говорят «уникальность», подразумевают что-то позитивное, туристическое или культурное. Но есть уникальность градостроительная или экономическая - и жители Улан-Удэ зачастую даже не догадываются о некоторых аспектах, с которыми работают специалисты.

К примеру, Улан-Удэ обладает уникальной площадью. Наш город всего в пять раз меньше сегодняшней Москвы. Казалось бы, отлично ведь, какой у нас большой просторный город. Но населения в Улан-Удэ в 30 раз меньше. И сразу начинаются вопросы и проблемы.

С точки зрения градостроительства, Улан-Удэ - город с участками мест проживания, между которыми много незанятых, неиспользуемых земель. К примеру, едем на Восточный, с правой стороны – поле. Но там ничего не построишь, поскольку ЛЭП протянута, далее «зона отчуждения». Вдоль железных дорог - большие пустыри. В сотые кварталы поедем – там Силикатный вновь с пустошами. Добавим бывшие промзоны, лесные участки, овраги, речные острова – это тоже пустующие территории.

Расползание Улан-Удэ вширь, с пустошами внутри, сделали дорогостоящей инфраструктуру - канализацию, воду, электричество, тепло, дороги. Тянуть приходится далеко, и без объектов подключения по пути следования. Также пассажирское обслуживание очень тяжелое и затратное. Если в квартал Октябрьского района автобус заехал, собрал пассажиров и повез, то ему хорошо. А съездить днём, не в часы пик на окраину в частный сектор, то там пассажиров за один раз не соберёшь - автобус в убытках. Именно отсюда проистекают многие транспортные проблемы Улан-Удэ.

С «рыхлостью» борются все города мира без исключения. Но в Улан-Удэ, повторюсь, ситуация уникальная. У нас город состоит из примерно 48 микрорайонов и посёлков - Горького, Зверосовхоз, Солнечный, Зелёный и так далее, добавьте к этому 102 ДНТ и СНТ. Такого больше нет нигде в России.

- Проблемы с расползанием города начались из-за частного сектора вокруг города?

- С одной стороны, в нулевые-десятые годы в Улан-Удэ многоэтажные застройщики брали землю под одни цели, потом переводили под другие, и появлялись микрорайоны новые. Земля в основном бралась на городских окраинах - она там была ничем не обременена. Переселять жителей не надо, тем более государство помогало с инфраструктурой – сети и дороги.

С другой стороны, бурное и бесконтрольное малоэтажное строительство в те же годы. В результате мы имеем те самые 102 ДНТ и СНТ и 47 тысяч «печных отоплений», которые дают зимний смог.

Город таким образом растянулся. А жители Улан-Удэ получили одновременно экологические, инфраструктурные и транспортные проблемы. Мы с командой начали исправлять ситуацию по мере возможностей.

- А как можно исправить проблему, причём в таком объёме?

- Главная цель - это вернуть Улан-Удэ обратно в город, как бы это странно ни звучало. На мой взгляд, единственный современный вариант для развития города - сделать его более компактным. Причем он таким и был в советские годы - удобным для жителей. Многоэтажное строительство микрорайонов должно вернуться с окраин в сам город.

Люди должны жить там, где есть вся инфраструктура: детсады, школы, трамваи, дороги, освещение. Культурная жизнь - театры, музеи, кино должны быть рядом с жителями, а не в 15-20 километрах через пустыри. И, самое главное, здесь в компактном проживании внутри Улан-Удэ есть экономика - это рабочие места и сфера услуг. А, к примеру, в новых сотых кварталах или частном секторе – экономики мало, и она преимущественно «гаражная». Там просто жильё, и оттуда надо каждое утро людей вывозить и вечером возвращать. Отсюда – пробки на дорогах и жалобы на пассажирский транспорт.

Для реализации плана вернуть Улан-Удэ обратно в город и таким образом решить многолетние городские проблемы необходима была политическая воля. Сейчас у руководства республики и города она есть.

- В чём заключается политическая воля? Как она выглядит?

- Политическая воля нашла отражение при разработке концепции мастер-плана, который был утверждён президентом России Владимиром Путиным. В мастер-план мы погрузили зоны комплексного развития территорий. Это расселение деревянной Батарейки и ее современную застройку. Это преображение центра города и набережной Уды. Это расселение деревянного сектора вокруг «Восточных Ворот». Еще есть зона будущей застройки с рабочим названием «Белый Лебедь» - это деревянный сектор под Новым мостом и до Мясокомбината. Расселение деревянных домов на Приречной, где авторынок, тоже в мастер-плане. И многое другое.

Застройщики посмотрели и поняли, что ставить дома где-то далеко за городом и строить в центре Улан-Удэ на берегу реки, да ещё и при поддержке государства – это две большие разницы с точки зрения будущих продаж квартир. Сейчас строители, которые годами не хотели идти внутрь города, уже предлагают свои услуги по строительству в обозначенных микрорайонах.

Мы и далее будем в диалоге с жителями города, строителями, архитекторами, экспертами и не только по территориям мастер-плана. Другие места для застройки внутри Улан-Удэ тоже есть. Вместо того, чтобы тянуть тепло, свет и дороги стоимостью в сотни миллионов рублей на окраину города, нам проще помочь застройщику с переселением жильцов из сносимого деревянного сектора в места привычного проживания улан-удэнцев.

- Есть подозрение, что не все жильцы легко согласятся переезжать даже из деревянных домов…

- Во-первых, у администрации города нет в планах переселять людей из добротных и качественных деревянных домов - такие поселки с современными строениями в городе тоже есть.

Во-вторых, тема переселения людей из старого жилья в многоэтажное не новая. Например, в советское время буквально целые города переселялись из «деревяшек» в новые дома, которые мы сейчас зовем «хрущёвками». Ранее это считалось положительным опытом решения жилищной проблемы. Как показал опыт последних лет в Улан-Удэ, большинство людей согласны на переезд из деревянных, зачастую ветхих строений, в благоустроенное новое жильё.

Но мы прекрасно осознаём, что жители условно «деревянной двухэтажки» не захотят переезжать. Если, например, взять улицу Юных Коммунаров, то там практически рядом трамвайные пути. С левой стороны – многоэтажки, с правой – частные дома. Трамвайные пути строили ещё в Советском Союзе, и в принципе планировали расселять тот деревянный сектор, но не успели. Однако люди привыкли, живут поколениями.

С людьми надо работать - выкупать жильё по рыночной цене, возможно рассматривать варианты расселения рядом с привычным местом проживания. Все прекрасно осознают, насколько чувствительны для людей такие шаги в жизни. Человечность, понимание, компромиссы - только такой путь, ведь все истории семей индивидуальны. Строителям и администрации города надо быть к этому готовыми.

- Значит, «сотые» кварталы в Улан-Удэ перестают строиться?

- Сотые кварталы будут строиться, потому что туда уже подведена инфраструктура, потрачены сотни миллионов государственных рублей. Но новая многоэтажная застройка на окраинах Улан-Удэ уже не будет приоритетной. Мы уже объявили застройщикам: если хотите строить на окраинах – помогать не будем, тяните инфраструктуру и дороги за свой счёт.

- Какие ещё уникальности есть в Улан-Удэ, о которых горожане возможно не догадываются?

- Например, ещё одна уникальность - Улан-Удэ разделён двумя железными дорогами и двумя же реками практически на шесть частей.

Я иногда спрашиваю знакомых, живущих сразу за Селенгинским мостом на Левом берегу: «Вы в курсе, что живёте на острове, причём в полном смысле этого слова, со всех сторон окружённом водой? Два моста - въезд и выезд». Сначала не понимают, потом задумываются и удивляются: а ведь действительно - остров! С десятками тысяч населения, жильём, инфраструктурой. И соответствующими сложностями при попытках планирования и поддержания комфорта для жителей.

Эти шесть уникальных частей Улан-Удэ надо между собой соединять, причём с учётом уже имеющихся объектов. И здесь, к слову, ещё одна особенность Улан-Удэ – все наши пути идут через центр города.

- Это рукотворная особенность с советских времен?

- Градостроительная политика Советского Союза не предусматривала такого количества жителей Улан-Удэ. Тем более такого количества автомобилей. При СССР трудовые ресурсы были распределены относительно равномерно по территории Бурятии, а сельское хозяйство поддерживали вливанием денег. После того, как советское сельское хозяйство закончилось, поток населения устремился в Улан-Удэ.

И получилось так, что при почти полумиллионом городе у нас, например, под Транссибом всего один проезд – «Элеватор», и он уже свои функции не вытягивает. И быстрого решения там не будет - так сложилось исторически. Чтобы расширить дорогу, нужно полностью разбирать железнодорожный узел, то есть остановить Транссиб. Это невозможно.

Но, чтобы повысить пропускную способность, необходим иной вариант проезда. И третий мост на Кирзавод - Приречная даёт горожанам этот вариант. Часть автомобилей уже не поедет на Элеватор, чтобы попасть из одной части города в другую. На Стеклозаводе делаем ещё один проезд: часть жителей, кто едет с Левого берега, будет уходить сразу в Железнодорожный район. Делаем всё возможное с учётом исторических и градостроительных обстоятельств.

- А есть в Улан-Удэ особенности, не связанные с инфраструктурой?

- Безусловно, например, популярная тема озеленения. Улан-Удэ уникален тем, что несмотря на две реки, у нас очень жаркое и засушливое лето. Мы не можем посадить некоторые виды деревьев, а те, которые растут, даже неприхотливые тополя, достигнув определённой высоты, начинают отсыхать. Естественно мы читаем и смотрим возмущения горожан - почему вы пилите, а в других городах деревья не трогают в таком количестве, например, в Иркутске? Объясняем, насколько это возможно.

Во-первых, дело в климате. В том же Иркутске более влажно и нет столь масштабного отсыхания крон деревьев. А мы вынуждены с этим бороться. Во-вторых, мы столкнулись с наличием сотен больных деревьев в черте города, которыми не занимались с советских времён. В 2019 году, придя в мэрию, я увидел, что в год посажено семь крупномеров (больших деревьев), а убрано 144 старых и больных, которые могут упасть на головы горожанам.

Ещё уникальность: в Улан-Удэ, в отличие от подавляющего большинства других городов, песчаная почва. Поливай-не поливай - вода уходит. Приняли решение не сажать в песок, завозить грунт и устраивать полив. Во всех скверах и общественных пространствах, которые мы строим, мы сразу подводим водополив. Кроме того, восстановили свой улан-удэнский лесопитомник.

Совокупность всех объективных проблем в этой части городского хозяйства и привела к необходимости программы «Зелёный город». За три года мы уже высадили более 70 тысяч саженцев на общественных территориях, 25 тысяч - на придомовых пространствах. Садим по всей территории города, не кучно. Возможно поэтому массовое озеленение не бросается в глаза горожанам. Это дорогие мероприятия, но мы вынуждены это делать - жители Улан-Удэ должны видеть дворы и улицы зелеными.

- Популярна версия, что в советское время деревья не пилили, а теперь торжествует негуманное к ним отношение…

- В СССР жёстко боролись и с бродячими собаками, и пилили деревья. Но делали это планомерно, а значит постоянно и небольшими объёмами, и советским горожанам это не бросалось в глаза.

К тому же активность советского гражданского общества с нынешним несопоставимы в части публичных дискуссий с властями. Советские опыты в Улан-Удэ озеленения или борьбы с безнадзорными животными просто не отзываются историческим эхом, поскольку о них тогда вообще не говорили, но молча делали. У нас же есть возможность через СМИ и социальные сети услышать не только критику в свой адрес, но и дельные советы, и полезную информацию. И это хорошо.

- ТГК-14 – это уникальная для России история в конкретном Улан-Удэ?

- Я бы так не сказал. В каждом российском городе есть генерирующая компания, ресурсоснабжающие организации и свои истории взаимоотношений.

В нашем случае есть предыстория. Действительно, договор аренды, который был заключен до 2036 года, составлен не в пользу города, по моему глубокому убеждению. Об этом и я лично, и мои коллеги говорили неоднократно - горожане и бюджет города могли быть в гораздо более выгодных условиях в отношениях с теплогенерацией.

На мой взгляд, платежи, которые должны вносить ТГК-14 за аренду, должны быть равномерно по периодам расписаны. В действующем договоре: первые годы – мизерные платежи, а ближе к 2036 уже крупные. И мы заявляли, что мэрию это не устраивает.

Однако в суде оспорить договор аренды с ТГК-14 не получилось. Тем не менее, говорить о полной зависимости от ТГК-14 я бы не стал. В нашем случае мы с ТГК-14 зависим друг от друга. Компания – единственный поставщик тепла. Город – единственный поставщик сетей. В результате жители получают горячую воду и отопление.

Тем более, что с приходом новых собственников ТГК-14 ситуация немного изменилась. Также на более тесное сотрудничество повлияла недавняя авария на ТЭЦ-1, я бы сказал, была некая встряска.

Например, сейчас ТГК-14 практически на собственные средства строит теплотрассу №3. Не думаю, что если бы у них не было долгосрочных планов в Улан-Удэ, они бы вкладывались в такое производство - проложить теплотрассу на Стеклозавод. У ТГК цель - закрыть две мазутные котельные, которые не очень эффективно работают. Наша цель - обеспечить качественным теплом тысячи горожан и решить экологическую проблему, ведь мазутные котельные нещадно дымят.

Далее. В мастер-плане, который мы разрабатываем, подразумевается энергогенерация на ТЭЦ-2. Сейчас она работает в формате большой кочегарки и только зимой, летом вообще простаивает. Сумели убедить федеральный минэнерго в необходимости проекта. Смогли объединиться три субъекта: Бурятия, Иркутск и Чита, и доказать, что у нас по южному району не хватает энергомощностей. Нам нужна энергия, и самый дешевый вариант – достроить нам ТЭЦ-2. Это в СССР и было изначально предусмотрено.

Все наши усилия в части теплоснабжения города и взаимоотношений с ТГК-14 направлены на сдерживание роста тарифа для горожан. На него влияют в том числе новые теплотрассы, закрытие неэффективных котельных, будущее газоснабжение - эти мероприятия ведут к уменьшению потерь тепла в носителях и удешевлению гигакалорий.

- Последний вопрос. Город готов к дальнейшему увеличению населения, к притоку из районов республики?

- Физически мы способны принимать сельских жителей Бурятии, которые решили изменить жизнь и переехать. А также иногородних специалистов на промышленные предприятия. И вообще всех, кто пожелает приехать к нам в город и остаться жить. Но для нас рекорды по населению в Улан-Удэ не являются самоцелью.

Город в последние десятилетия уже пережил резкое увеличение численности и столкнулся с инфраструктурными и социальными трудностями. И для нас понятно, что уровень гостеприимства Улан-Удэ может расти только одновременно с повышением качества жизни в городе.

Вы задали вопрос про гостей столицы Бурятии, но я бы акцентировал свой ответ на её нынешних жителях. В первую очередь для них мы должны создать комфортные условия для жизни. Чтобы они учились, работали, отдыхали, создавали семьи. Чтобы они планировали свою жизнь в Улан-Удэ, а не думали о переездах.

Мы стараемся это делать. Сюда входят и те градостроительные проекты, о которых я рассказывал выше, и уровень благосостояния жителей - городская экономика (сфера услуг) должна расти, и муниципальные бюджетные возможности - мы должны поддерживать соответствующее качество жизни. Есть набор условий, при котором город может стать комфортным для проживания. Это большая тема, и об этом, наверное, уже в следующий раз поговорим.

- Непременно. Спасибо за интервью.





Уважаемые читатели, все комментарии можно оставлять в социальных сетях, сделав репост публикации на личные страницы. Сбор и хранение персональных данных на данном сайте не осуществляется.

Читают сейчас

Глава Бурятии предложил создать совместный с Тибетом учебный центр
Власть, 25.04.2024
В центре оказывали бы услуги традиционной медицины
В Улан-Удэ привлекли к ответственности сотрудника комитета городского хозяйства
Власть, 25.04.2024
В систему вовремя не внесли сведения о 16 аварийных домах
В мэрии Улан-Удэ произойдёт структурное изменение
Власть, 24.04.2024
Управление по физкультуре и спорту «повысили»  
Прокуратура внесла представление главе Джидинского района Бурятии
Власть, 24.04.2024
Местному жителю затянули с ответом по земельному вопросу
Путин рассказал о современном этапе развитии БАМа
Власть, 24.04.2024

«У нас здесь большая задолженность перед людьми»

Глава Бурятии поручил обеспечить пожарными датчиками все неблагополучные семьи
Власть, 23.04.2024
Поручение он дал после пожара, унёсшего жизни троих детей
Коммунисты Бурятии в поисках призрачных шансов
Власть, 23.04.2024
Сегодня на сессии Народного Хурала коммунисты попытались провести законопроект об избрании горсовета Улан-Удэ по смешанной избирательной системе. Идея провалилась: 10 голосов «за» и 51 «против»
Алексей Цыденов: «Важнейшая задача - открытие авиасообщения между Китаем и Бурятией»
Власть, 23.04.2024
В Улан-Удэ летом пройдёт восьмое совещание руководителей туристических администраций России, Китая, Монголии
В Бурятии рассмотрели апелляцию по делу замглавы района
Власть, 22.04.2024
Выявлены существенные нарушения уголовно-процессуального закона, допущенные судом первой инстанции при описании преступления
Путин присвоил почётное звание председателю райсовета из Бурятии
Власть, 22.04.2024
Звание «Заслуженный работник местного самоуправления» в России появилось недавно
^