27 Февраля

26 Февраля

Учёные обнаружили на Байкале тысячелетние металлургические горны

Общество,  01.06.2016 17:34
Объекты древней металлургии были обнаружены случайно, их раскопки не входили в планы археологов

Учёные Иркутского национального исследовательского технического университета (ИРНИТУ) обнаружили две металлургические печи на побережье Байкала в Ольхонском районе Иркутской области. Находки датируются концом I тысячелетия - началом II тысячелетия н.э., сообщили в пресс-службе ИРНИТУ.

- До сих пор археологам встречались лишь подземные горны, по форме напоминающие воронкообразные ямы, которые древние мастера выкапывали в суглинке. Такие находки были обнаружены в районе деревни Курма и Шара-Тагот. На этот раз учёным удалось раскопать две сыродутные печи наземного типа на берегу бухты Шида в Ольхонском районе, - рассказали в пресс-службе. - Находки датируются концом I тысячелетия - началом II тысячелетия н.э., их более точный возраст предстоит выяснить при помощи радиоуглеродного анализа.

Как рассказал руководитель научно-исследовательской лаборатории ИРНИТУ Артур Харинский, древние горны были обнаружены случайно, их раскопки не входили в планы археологов. Куски шлаков и глиняной обмазки, напоминающие объекты древней металлургии, иркутские учёные нашли прошлой осенью во время прогулки по просёлочной дороге. Позднее археологи решили обследовать территорию геофизическим оборудованием - магнитометром и капометром. Выявив геофизические аномалии, команда приняла решение приступить к раскопкам до начала туристического сезона, чтобы уберечь археологические объекты от автомобилей.

- После проведения раскопок мы законсервировали находки. Теперь машины не повредят изученный культурный слой в колее дороги, проходящей вдоль частных построек, - отметил Харинский.

По его словам, в Приольхонье сосредоточено большое количество памятников древней металлургии. Первые археологические открытия, сделанные учеными в 1998 году, свидетельствуют о том, что Прибайкалье в конце I тысячелетия до н.э. - начале I тысячелетия н.э. являлось крупнейшим в Азии центром по производству металла. Главными объектами металлургических комплексов были горны - печи, в которых проходил процесс восстановления железа из руды. Возможно, что для изготовления металла использовался магнетитовый песок, который встречается у подножия Приморского хребта на Байкале, сообщает ТАСС.

Другое в "Общество"