16 Августа

15 Августа

Популярное

Музыканты в Улан-Удэ представили переработанную классику

Общество,  27.09.2016 19:13
В Бурятской филармонии постмодернистки переработали музыку последних пятисот лет

26 сентября в Бурятской филармонии прошел революционный для отечественной филармонической практики концерт. Пианист Андрей Коробейников, композитор и электронщик Станислав Маковский и ударник Петр Осколков впервые показали российскому зрителю проект «500 лет импровизации: рояль vs электроника». Созданная для продвинутых европейских фестивалей программа нашла своего зрителя на родине музыкантов.

— Началось все с того, что я поделился со своим другом Станиславом Маковским идеей программы. Хотелось взять очень яркие импровизационные произведения — такие, где кажется, что композитор просто записал свою импровизацию и не думал о форме. Например, такова фантазия Бетховена опус 77. Ее редко играют, может быть по этой причине. Композитор здесь как будто бы записал свои поиски: что-то бросает, что-то пробует. Очень импровизационное произведение Фрескобальди — двенадцать партит на арию Руджеро. Дух импровизационности потрясающе выражен в хроматической фантазии и фуге Баха, несмотря на то, что сама фантазия выстроена почти математически. В чем-то Бах предвосхитил Шёнберга, потому что здесь мы теряем ощущение тональности. Я попросил Станислава Маковского написать фантазию из XXI века. Но он предложил другой вариант: импровизировать с помощью электроники на материале, который играю я. Сам я стараюсь не отходить от текста, хотя там, где это необходимо, я тоже импровизирую, например, выхожу за пределы тональности в «Лунной» сонате Бетховена.

С этой программой мы выступали трижды: дважды на фестивалях во Франции и один раз в Австрии. Но поскольку для электронной импровизации используется только материал, записанный с рояля, получается несколько однообразный тембр. Чтобы разнообразить звук, мы пригласили другого моего друга — барабанщика Петра Осколкова, - рассказал Андрей Коробейников.

— Во время концерта я записываю звучащий рояль и барабаны и с помощью специального оборудования импровизирую с этим звуком, — поясняет Станислав Маковский. — Всё происходит в режиме реального времени, каждое исполнение не похоже на предыдущие. Иногда мы играем в некую перекличку — один музыкант подает фразу, другой на нее отвечает. Иногда импровизируем одновременно, т. е. звуки инструментов накладываются друг на друга.

Музыканты подчеркнули, что концерт 26 сентября в Улан-Удэ стал первым в России исполнением их программы. Но если в Париже и Лондоне на подобные концерты приходит довольно узкий круг ценителей электроники, то в данном случае концерт привлек зрителя не столько посвященного в тонкости акустических технологий, сколько жаждущего новых впечатлений и ощущений. Того и другого московские исполнители предоставили в избытке.

— Тут есть две стороны, — отмечает Андрей Коробейников. — С одной стороны, наша программа это «игра в бисер»: импровизация как интеллектуальная игра. Но в процессе работы я обнаружил, что при наложении электронной музыки некоторые произведения раскрываются иначе. Но, конечно, такие наложения должны попадать в яблочко. Каждая эпоха открывает для себя заново те или иные произведения. Мы все очень любим классическую музыку, и думаю, что наш «коллаж» никогда не ударит по классическим произведениям, а будет только их раскрывать с новой стороны. Например, мне сейчас хочется играть финал фантазии до минор Моцарта в космическом духе, я в этот момент слышу какой-то космический шум. Электроника в данном случае усилит мой — уже постмодернистский — ассоциативный ряд. Понятно, что эта музыка вечна, но в том и прелесть исполнительского искусства — оно в состоянии передать, что написанная когда-то музыка говорит в данный момент через конкретных исполнителей. 
Уважаемые читатели, все комментарии, не соответствующие действующему законодательству, контенту сайта (в том числе наличие каких-либо ссылок) и элементарным нормам культурного поведения удаляются автоматически.
Социальные комментарии Cackle

Читают сейчас

Общество, 16.08.2017
18-го августа в ботаническом саду ИГУ пройдет последняя в этом сезоне вечерняя экскурсия «О чем рассказал степной ветер. Традиционное использование растений бурятами»
Общество, 16.08.2017
Сотрудники НИЦ «Курчатовский институт» приступили к разработке методики по защите и сохранению крупнейшего хранилища пресной воды, озера Байкал
Общество, 16.08.2017
Проведены торги, заключен муниципальный контракт на строительство 2-й очереди первого этапа пускового комплекса кладбища
Общество, 16.08.2017
На Байкале учёные Иркутска и Москвы ищут способы предсказывать землетрясения
Общество, 16.08.2017
Жители улицы Чертенкова обратились с жалобой на новый тротуар, который был сделан взамен разбитого
Общество, 16.08.2017
В селе Ирхидей Иркутской области возродили старинный праздник Зоохэй наадан - Сметанная вечеринка
Школьные автобусы в Улан-Удэ ездят с нерабочими фарами и без ремней безопасности
Общество, 16.08.2017
У шести из семи проверенных автобусов выявили нарушения
Памятник Святителю Иннокентию поставят в Иркутске
Общество, 16.08.2017
Благоустройство сквера перед собором Богоявления в Иркутске будет завершено до конца лета
Минкультуры РФ отметило молодёжный сериал из Бурятии
Общество, 16.08.2017
Сериал «Зачётная весна» получил специальный диплом жюри
Общество, 16.08.2017
Женщина погасила задолженность до вынесения решения судом
Общество, 16.08.2017
Здесь обновят систему отопления
Общество, 16.08.2017
Металлический цилиндр вновь появился на одном из постаментов мемориального комплекса
Ближайшая неделя в Бурятии будет дождливой
Общество, 16.08.2017
Синоптики опубликовали прогноз до 22 августа
Вадим Бредний
Вадим Бредний
Руководитель группы компаний "Титан"
09.08.2017
Пётр Покацкий
Пётр Покацкий
директор Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Бурятия.
26.07.2017
Александра Мяханова
Александра Мяханова
Доцент кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета БГУ
25.07.2017
Александра Мяханова
Александра Мяханова
Доцент кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета БГУ
13.07.2017
^