В Улан-Удэ сложно решается вопрос об установке санитарно-защитных зон городских предприятий. А это значит, что до сих пор нет представления о том, где можно строить жилые дома, а где это может быть крайне опасно для здоровья жителей
Об этом сегодня говорилось в мэрии на «круглом столе» по экологической стратегии и территориальному развитию города. Своим опытом приехали поделиться эксперты из Санкт-Петербурга – из института прикладной экологии и гигиены.
Они подчеркнули, что проблемы с санитарно-защитными зонами являются общими для всех российских городов. Основываясь на своем опыте, специалисты петербургского института предложили улан-удэнским предприятиям разрабатывать не индивидуальные зоны для каждого отдельного производства, а единые – для промышленного узла в целом.
По их мнению, это поможет бизнесу значительно сэкономить время и финансы на разработку проектов зон, а властям – получить четкое представление о том, где возможна жилая застройка, а где – нет. Нанесение же таких зон на электронную карту города поможет инвесторам определиться со своими приоритетами.
Представителей Улан-Удэ больше всего заинтересовал вопрос о том, кто должен организовывать эту работу. До сих пор ответственного за координацию работ так и не нашли.
- Первый выбор – когда в промышленной зоне существует некая управляющая компания. Особенно если эта компания ранее являлась доминирующей. Второй способ – когда закоперщиком этих работ выступает власть. Мы можем привести много примеров, когда власть либо непосредственно, либо через свои государственные учреждения занимается координацией работ. Третий способ малоэффективен, но применяется часто: собирается некий консорциум предприятий, размещенных на территории зоны, - пояснил генеральный директор петербургского института прикладной экологии и гигиены Алексей Ломтев.
В ответ представители промышленных предприятий обрисовали реальное положение дел в Улан-Удэ. Начальник отдела экологии авиазавода Геннадий Решетников поделился опытом того, как завод пробовал эти способы еще три года назад.
- Три года мы начали заниматься разработкой единой санитарно-защитной зоны. Но от администрации города получили ответ, что это не входит в их компетенцию. Сначала в единую зону входило то четыре предприятия, то 11. В течение полутора лет мы не двигались. Потом решили, что начнем сами. Не получив ни советов, ни рекомендаций, работали с Роспотребнадзором и получили разрешение на разработку индивидуальной зоны, - сказал Геннадий Решетников.
По его словам, авиазавод все-таки рассчитывает завершить эту работу в 2011 году – проект находится на согласовании в Москве. Но завершен с одной оговоркой – в санитарно-защитной зоне не будет учтена шумовая зона аэродрома в поселке Восточный. Таким образом, дальнейшая судьба жителей поселков Матросова, Площадки и Гавани, чьи дома попадают в эту зону и должны быть перенесены, все еще остается неизвестной.
- Этот вопрос мы пытались проработать. Собирались с военными. Но пробить эту стену не смогли, потому что не было координатора, - сообщил Геннадий Решетников и заключил, что координирующую роль должна играть мэрия города.
- Роспотребнадзор свои функции выполнил, предписания понадавал. Прокуратура это подтвердила. А работать надо все-таки администрации города, - заключил представитель авиазавода.
Такое предложение руководство города не совсем обрадовало.
- Я считаю, что без координации министерства имущественных отношений, понимая ту зону ответственности, в которую мы вступим по переселению граждан после создания единой санитарно-защитной зоны нескольких хозяйствующих субъектов, - это проблема одного муниципалитета быть не может, - заявила в ответ заместитель мэра по развитию инфраструктуры Гемаля Гендунова.
Здесь пришлось, по запросу Роспотребнадзора, прибегнуть к мнению петербургских экспертов, которые сообщили, что такого опыта – чтобы работу координировал орган, ответственный за имущественные отношения - в России нет. Зато много случаев, когда координацией занимается мэрия – как, например, в Санкт-Петербурге, Магнитогорске.
- Вы не подумайте, что мы просто так отталкиваемся и отпихиваем. Я внимательно смотрю на своих коллег, слышу четкую позицию со стороны коллег, прибывших из Санкт-Петербурга. Орган местного самоуправления понимает свою ответственность – теперь думаю, все-таки стоит обратить на это особое внимание, - признала в ответ Гемаля Гендунова.
Задели на совещании и вопрос о том, как заставить бизнес устанавливать санитарно-защитные зоны. С этим в Бурятии существуют проблемы, отметил замминистра минимущества Василий Елаев.
- Нерадивые руководители, которые длительное время сопротивляются надзорным органам, не устанавливают санитарно-защитные зоны. То денег нет, то желания нет, то еще чего-то нет. В течение двух-трех лет обещаниями нас кормят, - сказал Василий Елаев.
Эксперты из Санкт-Петербурга посоветовали мотивировать бизнес-структуры выгодой от совместной работы по установке единых санитарно-защитных зон. Но в крайнем случае, сказали они, возможно применять экономические меры.
- Можно найти очень легко способ, как экономически объяснить предприятию, почему нужна санитарно-защитная зона. Способ простой – это предъявить вид на ущерб, которое предприятие причиняет здоровью населения, не разрабатывая зону. Это легко подсчитать, и даже самое хорошо работающее предприятие оказывается нерентабельным, если случай заболевания или потенциальный случай смерти (а канцерогенный риск всегда приравнивается к смерти), выразить в стоимость. По американским оценкам, которые нам сейчас настоятельно навязываются, стоимость жизни человека – это примерно три миллиона долларов. Хотя бы один случай заболевания раком – ущерб составляет три миллиона долларов, - заявили представители из института прикладной экологии и гигиены.
С компаний Улан-Удэ могут потребовать по три миллиона долларов за каждый случай заболевания раком
Уважаемые читатели, все комментарии можно оставлять в социальных сетях, сделав репост публикации на личные страницы. Сбор и хранение персональных данных на данном сайте не осуществляется.
Читают сейчас
Общество, 07.05.2024
Спрос на ярмарке превышает предложение