Лесные пожары на территории Бурятии уже закончились, а споры и недопонимания о том, как можно было избежать массовой трагедии, не утихают до сих пор. Все дело в том, что режим ЧС был установлен в республике ещё в апреле. МЧС же активно подключилось к тушению только в августе.
На протяжении всего «горящего» лета Гринпис выступал с обвинениями в адрес министерства по ЧС, заявляя о его бездействии. Это касалось как и лесных пожаров, так и торфяных, которые всё ещё тлеют в Кабанском районе.
В сентябре Гринпис обратился в прокуратуру, заявив о поставленным под угрозу жизней и здоровья местных жителей. А в ноябре экологическая организация сообщила о том, что Восточно-Байкальская межрайонная природоохранная прокуратура подтвердила факты бездействия местных властей и МЧС.
«МЧС не регистрирует пожары «в установленном порядке», не предпринимает необходимых мер по их тушению, плохо планирует меры по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС), местные власти не принимают предусмотренных законодательством РФ мер по ликвидации ЧС и защите населения. В ответе прокуратуры есть и отрадные новости. Проверка заставила местное МЧС приступить к выполнению своих обязанностей: принимаются «организационные меры к тушению», начался «ежедневный сбор информации», которая включается в ежедневную оперативную сводку. Вроде бы, работа пошла как надо», - отмечали в Гринпис.
Сегодня глава ГУ МЧС РФ по Бурятии Виктор Михайлов, отвечая на вопрос журналистов, рассказал, почему министерство так долго не помогало лесникам.
- Каждая структура на территории России выполняет свои обязанности. В функциональные обязанности МЧС входит охрана населённых пунктов. В этом году было 152 случая угрозы перехода лесных пожаров на населённые пункты. И все их мы отстояли. Сутками, начиная с апреля и по сентябрь, не спали и отправляли подразделения с одного пожара на другой, - заявил Виктор Михайлов.
Тушение пожаров в лесу – функционал агентства лесного хозяйства. Как рассказал главный спасатель, обычно если на территории республики действует режим ЧС, к примеру по засухе или наводнениям, то министерство подключается и выполняет опять же свои только функции – защиту населения.
- Мы тушим лесные пожары, если уже пошли запросы. Мы участвовали уже тогда, когда случилась беда, когда уже другие министерства и ведомства уже не справлялись. Мы привлекали курсантов с вузов, с Москвы, Санкт-Петербурга и т.д. Это не специалисты-пожарные, - сказал Виктор Михайлов. - У меня подразделения круглосуточно работали на населённых пунктах. И если бы я их сняли и отправил в лес тушить, то населённые пункты что, пускай сгорают? У меня других сил нет. И эти люди добросовестно выполнили свои обязанности - сгорел от лесных пожаров всего 1 дом.
На вопрос, можно ли было избежать такого масштабного сгорания лесов, если бы МЧС присоединилось раньше, глава министерства ответил, что это нужно адресовать прокуратуре.
- Чтобы она дала своё прокурорское видение по данному вопросу. А я абсолютно с вами согласен, что если бы раньше были приняты меры, то ущерб был бы намного меньше. И мы стучались, мы кричали, ввели режим ЧС ещё с 12 апреля, - заявил Виктор Михайлов. -
Что касается тушения торфяных пожаров, то и здесь ситуация похожая. Пока пожар не шёл к населённому пункту вплотную, МЧС не имеет права присоединяться к тушению.
- Все проблемы должен решать хозяин. Есть торфяники, которые находятся на разных землях. Если они горят в районе населённого пункта и угрожает домам, то мы обязаны его тушить. А если они на федеральной земле, то тогда и тушить должны федеральные организации. Или муниципальная власть, а счета выставляют федеральным органам, - заключил глава министерства.
Отметим, торфяные пожары в Бурятии планируют ликвидировать лишь в начале 2016 года.