После тщательного обследования в больнице, где девушку осмотрел врач из туберкулезного диспансера, Наталье поставили редкий диагноз: туберкулезный спондилит.
Адваховой, которая уже не могла самостоятельно ходить, выписали путевку в Аршанский санаторий внелегочного туберкулеза. Однако почти на следующий же день главврач, осмотрев больную, у которой также начались боли в грудной клетке, отказал ей в лечении, заявив, что у нее все признаки онкологии. Родным пришлось своими силами вести Наталью обратно в Улан-Удэ, однако ни в один стационар ее здесь не приняли.
Только после обращения в минздрав девушку, состояние здоровья которой стремительно ухудшалось, удалось госпитализировать в республиканскую больницу, где после операции и взятия материала на анализ подтвердился первоначальный диагноз. Когда родные привезли Наталью Адвахову в Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт фтизиопульмонологии Росмедтехнологии, там пообещали, что сделают все возможное, но время упущено. Лечение дало результаты, однако из-за прогрессирования болезни девушка потеряла десять позвонков, став инвалидом первой группы.
— Мы столкнулись с крайне сложным случаем и в медицинской, и в юридической практике, — рассказывает адвокат Людмила Алексеева. — Тем не менее нам удалось доказать, что между действиями врачей ГУЗ «Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер им. Дугаровой» и ухудшением здоровья, а потом наступившей инвалидностью Адваховой имеется причинно-следственная связь. Сначала экспертный совет минздрава РБ признал дефекты в организации оказания медпомощи Адваховой, в частности, факт того, что врач Аршанского санатория фактически без всяких на то оснований единолично снял диагноз, что привело к запущенности туберкулезного процесса и позднему назначению специфической терапии. Эксперты ГУЗ «Иркутское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» также пришли к заключению, что в Бурятии не были приняты должные меры по обследованию больной, которая даже не была поставлена на учет. Эксперты также сделали вывод, что при своевременной диагностике и лечении при поступлении в противотуберкулезный диспансер течение заболевания у больной могло быть благоприятным вплоть до выздоровления. Кстати, по нашему ходатайству, учитывая тяжелое финансовое положение девушки, суд освободил ее от расходов на проведение судебно-медицинской экспертизы (около 30 тысяч рублей), отнеся эти расходы за счет судебного департамента.
— Нам не только удалось доказать этот факт, — продолжает Людмила Иннокентьевна, — но и исходя из существующей судебной практики увеличить сумму компенсации морального вреда с лечебного учреждения до одного миллиона рублей.
Первоначально Советский районный суд вынес решение о взыскании с ГУЗ «Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер» 50 тысяч рублей, однако Верховный суд РБ справедливо рассудил, что такая компенсация несоразмерна всем страданиям, которые пришлось перенести девушке, вдруг оказавшейся в инвалидном кресле, от которой вследствие всей этой истории ушел муж, а на руках остался малолетний ребенок, сообщает «МК в Бурятии».