Когда оказываешься в Бурятии первый раз, всё кажется настолько необычным, что начинаешь по-совиному выкручивать голову в разные стороны – только бы ничего не пропустить. Стартовой точкой моего путешествия стала столица республики, Улан-Удэ, рассказывает корреспондент «Газеты Кемерова». За два дня экскурсий удалось увидеть лишь небольшую часть региона, но выделить свои пять чудес этого разноликого сибирского уголка всё же получилось.
Улан-Удэ чем-то похож на Кемерово: в черте города протекает река Селенга, а районы друг с другом соединяют мосты. В обеих столицах примерно одинаковое количество жителей: в бурятской — более 450 тысяч, в кузбасской — свыше полумиллиона.
В то же время Улан-Удэ в 2016 году отмечает 350-летний юбилей. Город находится в сейсмоопасной зоне: здесь часто происходят землетрясения магнитудой до шести баллов, потому высоких зданий — крайне мало. А ещё, гуляя по центру города, можно ножиданно встретить серебряного призёра летних Олимпийских игр-2016 в Рио-де-Жанейро — лучницу Инну Степанову.
Признаться, всего и не перечислить. Поэтому остановимся на пяти самых необычных впечатлениях от региона.
Голова Ленина
42-тонная бронзовая голова Ленина — самое большое в мире изваяние вождя в таком виде. Установлена скульптура в центре Улан-Удэ на площади Советов. А создали её по случаю 100-летия со дня рождения вождя, в 1970 году, отец и сын — Георгий и Юрий Нероды. Отливали скульптуру в подмосковных Мытищах, а потом по железной дороге доставили в Бурятию.
Среди местных жителей ходит легенда, что, когда решался вопрос, как поставить голову — лицом к народу или к зданию администрации — председателю горкома партии приснился сон, в котором Владимир Ильич сказал: «Ставь лицом к народу. Тебя-то я и затылком насквозь вижу». Так и сделали.
На этом шутки не закончились. Однажды появилась идея сшить памятнику шапку-ушанку, чтобы греть голову вождя зимой. Идею так и не воплотили в жизнь, зато её успели обсудить в программе «Вечерний Ургант». А ещё во время вспышки свиного гриппа самые активные жители Улан-Удэ хотели сшить Ленину марлевую повязку. Однако власти категорически запретили это делать.
Из любопытного: обойти «Голову Ленина» можно за 30 шагов!
Посольский Спасо-Преображенский мужской монастырь
В двух часах езды от Улан-Удэ, на берегу Байкала, в живописном месте расположился мужской монастырь. Живут в нём всего семь человек. Территория монастыря небольшая, но там есть всё необходимое: огород, скотный двор, баня, кочегарка, трапезная, прачечная, келейный корпус, маленькая библиотека, гостиница для паломников и храм. А вот своей больницы нет — ходят в местную.
Женщинам во всех этих местах бывать можно, но входить в келейный корпус — запрещено.
Живут монахи скромно: кельи отапливают углём, питаются урожаями со своего огорода. Все они дали обет безбрачия. Каждый день — непременная служба в храме. В этом же храме проходят крещения, отпевания, освящение вещей для местных жителей.
Работать где-то за пределами монастыря монахам нельзя. Хотя есть среди них люди разных профессий. К примеру, отец Лука постригся в 40 лет, а до этого работал врачом, отец Николай был физиком, отец Давид трудился в котельной, а у отца Иннокентия и вовсе военное образование.
Когда-то здесь была женская обитель, позже — школа, психиатрическая лечебница для детей, а уже с 1995 года — православный приход. Однако монастырём с его нынешним названием он стал лишь в 2000 году.
Дом дружбы народов
Это такой своеобразный центр объединения разных национальностей. В одном здании работают представители более 20 диаспор. У каждой — свой отдельный кабинет. В Доме дружбы люди собираются, чтобы изучить историю, культуру своего народа.
Здесь функционируют семь воскресных школ: бурятская, эвенкийская, корейская, китайская, польская, еврейская и литовская. К слову, в последней всего один ученик — 60-летний литовец. Все занятия в Доме — бесплатные. Кроме того, человек вне зависимости от своей национальности может заниматься в хореографическом или вокальном ансамбле украинцев, узбеков, корейцев, сойотов или эвенков, посещать курсы по обучению национальным бурятским играм.
Я заглянула в несколько культурных автономий Дома дружбы. Кроме рассказа об их задачах, узнала много интересных фактов. К примеру, что в Польше есть улица Винни-Пуха, а у эвенков священная птица — гагара. Ходит легенда, что когда бог послал лебедя найти землю на дне океана, тот её не нашёл. Помочь вызвалась маленькая птичка гагара, которая принесла из водных глубин кусочек земли, после чего появилась вся дальнейшая жизнь на планете. С тех пор эта отважная птица красуется на каждом эвенкийском наряде. Местные гордо говорят: «Она летит со дна океана навстречу Солнцу!»
Иволгинский дацан
Практически все буряты — буддисты. Их главным религиозным центром является Иволгинский дацан. Этот монастырский комплекс может посетить человек любой веры. Вход — бесплатный.
Основали его в 1945 году по желанию местных жителей. На территории есть свой религиозный университет, резиденции лам. Служители — только мужчины.
Каждый прихожанин должен совершить почётный обход святых мест дацана. По пути нужно крутить священные молитвенные барабаны — хурдэ. На них высечены надписи на санскрите. Вращая барабаны, стоит думать только о чём-то хорошем: желать счастья, здоровья, благополучия. Можно попросить и хороших отношений с коллегами или даже загадать рождение сына. Возле некоторых барабанов есть места для подношений богам — кладёте монетки, зёрна, спички и ждёте духовного очищения. Кстати, на молебен буддисты тоже берут с собой подношения — белую пищу: молоко, масло, хлеб.
В дацане все ламы имеют свои способности. К примеру, есть среди них астрологи, целители, чтецы мантр. Можно даже получить благословение одного из них. Чем я как раз и не преминула воспользоваться.
Каждый храм в дацане посвящён определённому божеству. Обычно в них заходят с левой стороны, а выходят с правой. Ламы же идут всегда только по центру.
Всё в этом месте кажется волшебным. Хочется исполнения заветной мечты? Пройдите с закрытыми глазами до камня исполнения желаний и коснитесь его. Только, как говорят местные, не загадывайте «хочу норковую шубу» или «новый бэнтли» — это эгоистично. Желайте чего-то для души: любви, мира во всём мире, здоровья родственникам. От этого, может, и личные желания быстрее осуществятся.
В дацане можно совершить обряд простирания. Ложишься на землю и молишься — усмиряешь свою гордыню. И так за жизнь — 109 раз. А если хочется речь почище сделать и мысли свои как-то облагородить, то есть для этого святая вода из целебного источника Аршан — левой рукой, которая у буддистов считается чистой, черпаете её и пьёте. Говорят, помогает сразу!
Усадьба и музей «семейских»
В селе Тарбагатай, в 60 километрах от Улан-Удэ, более 200 лет живут старообрядцы. В народе их ещё называют «семейские».
История их появления незамысловата. Предки русских старообрядцев сначала жили в Центральной России. Но в XVIII веке Екатерина II отправила их на поселение в Забайкалье, чтобы они осваивали здесь земли, добывали полезные ископаемые, выращивали урожай и кормили казаков, которые охраняют границы государства. Все старообрядцы дошли до назначенных мест семьями, за что их и прозвали впоследствии «семейскими».
«Семейские» до сих пор славятся своим пением — знаменным: вместо нот мелодии записывались особыми знаками, то есть знамениями. Из-за своей специфической формы знаки в народе получили ещё одно название — крюки. Потому здесь часто можно услышать выражение «петь по крюкам».
Кроме того, крестятся старообрядцы не тремя, а двумя пальцами. Кресты у них в церкви восьмиконечные, «Исус» пишется с одной «и», обряд крещения происходит без окропления, а с полным погружением в воду три раза. Современной церкви не подчиняются, так как у них есть свой патриарх. Церковнослужители не имеют права стричь волосы и бороды, иначе сразу отрекут. Отличаются у них и похороны: покойного три раза оборачивают белой тканью и выносят его ногами в дом, а головой к двери.
Когда я только увидела их мужчин, подумала: «Вот это богатыри!». Большие, могучие, крепкие. Ходят обычно в косоворотках, обвязанных специальным поясом. Этакие герои русских сказок.
Один из таких богатырей, 30-летний Александр Палий, рассказал о коллекции старообрядческих предметов быта и культуры, которую ещё 30 лет назад начал собирать его отец. Уникальных экземпляров нашлось немало — более тысячи. Некоторыми из них люди пользовались в течение последних 300 лет. Все эти находки сейчас хранятся в их небольшом, но уютном семейном музее. И поражает он с первого взгляда....
Вот рядками в уголке лежат челюсть шерстистого носорога, череп бизона и бивни мамонта, рога древнего оленя. Дело в том, что у Александра и его отца Сергия есть увлечение — после ливней собирать на дороге недалеко от Селенги кости древних животных. За 15 лет они обнаружили более 40 представляющих музейную ценность останков.
А недалеко от этого разнообразия красуются предметы старины: самодельные прялки 1875 года, 200-летняя глиняная посуда, вафельница с рецептом 1897 года и самые точные весы 1848 года, которые могу взвесить даже 50-копеечную монету.
Слева – зуб мамонтёнка, справа – пивные кружки (выпивали из них всё залпом.
Поразил и... гроб из цельного лиственного дерева. Оказывается, раньше мужчины-старообрядцы в 20–30 лет уже заготавливали себе гробы. Обычно две штуки — себе и супруге. Хранились они в сарае, амбаре или на сеновале. Засыпали их пшеницей, чтобы она впитывала копившуюся влагу. Когда пшеница прорастала, насыпали новую. Накануне похорон зёрна высыпали.
После музея была экскурсия в усадьбу «семейских». Там гостеприимные старообрядцы накормили гостей жидкой халвой с черничными пирожками и спели свои песни. «Изюминкой» встречи стал обряд женитьбы. Семьи у старообрядцев большие, а потому и свадьбу всегда справляют в 200–300 человек. Жених с невестой могли не любить друг друга, но это было не важно: главное — родительская воля учтена. А раз так, то послушный сын мог рассчитывать на дорогой подарок — в наше время это может быть автомобиль или квартира в центре Улан-Удэ.
Вместо заключения
Объять бурятские просторы невозможно даже за неделю: хочется внимательно всё разглядеть, прочувствовать, проникнуться. Вновь и вновь насладиться в местных кафе сочными буузами, съесть свежезасоленного омуля и похрустеть сладкими боовами.
Остались непройденными хребты Тункинских Гольцов, пристанище духов — мыс Бурхан и ещё много красивейших мест этого вдохновляющего уголка Сибири.