Об этом сегодня сообщают «Известия».
Новый сервис по анализу поведения заемщиков в соцсетях Social Attributes запустило Национальное бюро кредитных историй (НБКИ) совместно с IT-компанией Double Data. Подписка на страницы в социальной сети и другие действия пользователей — например, размещение тех или иных фотографий — теперь может повлиять на решение банка о выдаче кредита.
Как показал первый опыт использования системы, подписка заёмщика на группы о сетевом маркетинге (например, продаже косметики), быстрых кредитах или антиколлекторах увеличивает риск невыплаты кредита в 2–4 раза.
Так, если в среднем уровень неплатежей пользователей в соцсетях составляет 7,4%, то риск дефолта подписчиков одной «негативной» группы возрастает до 14,2%, а подписка на несколько «негативных» групп — до 19,9%, отмечается в отчёте. При этом позитивные действия пользователя, например, публикация фотографий о путешествиях, наоборот, снижают риски для кредитора. Так, риск дефолта активного путешественника снижается до 3,55%.
Социальные сети используют более 60% заемщиков по всей стране.
Молодые должники до 35 лет предпочитают сеть «ВКонтакте», ею пользуются до 70% всех заемщиков. Люди среднего возраста старше 35 лет — «Одноклассники». Пользователи «Фейсбука» берут кредиты редко: например, в группе заёмщиков от 25 до 34 лет только каждый десятый использует эту соцсеть.
— Рынок сейчас нуждается в дополнительной информации о заемщиках, — говорит гендиректор Double Data Максим Гинжук. — И разработанная нами технология, базирующаяся на информации из общедоступных источников, позволяет удовлетворить эту потребность.
Банки и МФО уже начали использовать систему в своих скоринговых моделях, отмечает Александр Викулин.
— Мы провели тесты, с помощью которых удалось получить положительный экономический эффект от применения этой системы, — говорит директор по управлению рисками онлайн-сервиса микрокредитования MoneyMan Екатерина Казак. — Уже используем эту технологию, она повышает эффективность процесса принятия кредитных решений и дает дополнительные рычаги управления кредитными рисками.
Эксперты предрекают, что в будущем информация из соцсетей может стать ключевой в скоринговых моделях банков.
Например, даже если все остальные документы в порядке, фотографии попоек с участием заемщика могут привести к отказу в кредите. За рубежом информацию о заемщике, полученную из соцсетей, используют для оценки его кредитоспособности. Например, этим занимается одна из крупнейших американских кредитных рейтинговых компаний FICO.