20 Сентября

Популярное

Туяна Будаева

театровед, театральный критик

Профиль блогера



О культуре Бурятии и культуре Запада

07.07.2017

Мир стремительно меняется в самом прямом смысле на наших глазах - природа, погода, общества, политики, модели мышления, стереотипы восприятия. И хотя мозг подавляющего большинства населения не в силах справиться со скоростями изменений, но диффузия есть диффузия, и какие-то молекулы перемен попали и в наш заповедный воздух инертности и ретроградства, и стало нам очевидно, что жизнь в республике должна срочно измениться в лучшую сторону, и в первую очередь, в самых проблемных, самых болевых местах - промышленности, сельском хозяйстве, бизнесе, а также в образовании и здравоохранении.

А вот насчёт культуры существует мнение, что здесь у нас всё хорошо, у нас оно процветает– Маслеев играет, Ариунбаатор поёт, «Байкал» танцует; театр Вахтангова был, Малый театр был, Спиваков, Мацуев, Башмет, Гергиев были; мы Москву и Петербург тоже осчастливливаем собой, а министр культуры и директор оперного даже Дрезденский оперный бал собой осчастливливают. Так сказать, несут бурятскую культуру в ихние немецкие массы. Правда, цена этому «миссионерству» две оперы, поставленные организатором бала в нашем театре (в самой Семпер-опера его ставить почему-то не зовут), показанные раза 4-5, и забытые навсегда. О бюджете этих спектаклей Хуралу лучше ничего не знать, иначе они там мигом решат, что уж как-то слишком культура процветает, и, для баланса предложат что-нибудь упразднить. Например, снова филармонию.

Конечно, за фасадом побед мало кто видит следующее: упадок сельской культуры, устаревшую и скудную материальную базу, нищенские зарплаты, и полный комплекс кадровых проблем: неактуальный стандарт профессиональных компетенций - устаревшее мышление, узкий кругозор, недостаток знаний, низкая квалификация; неактуальное образование в сфере культуры и искусств; отсутствие престижа профессий культуры и искусств; старение кадров; наконец - абсолютное, стерильное отсутствие профессиональных менеджеров.

… На днях, кто-то, комментируя в фейсбуке только что прошедший Сурхарбан, с сарказмом указал на картонные туги в руках участников представления. Так вот, картонные раскрашенные позолоченной краской, туги в сочетании с разбоем, учиненным участниками Сурхарбана – это реальная картина культуры Бурятии…

И чем дальше мы будем упорствовать в узком понимании культуры, упорствовать в сегрегации её от жизни, решать её проблемы за счёт формальных актов - реорганизаций, оптимизаций, и сокращений, не изменяя свой взгляд не содержание культуры, тем бодрее мы притопаем в никуда. Только туги, скорее всего, будут, уже даже не из картона…

Мы можем долго и упорно кричать про бездуховность Запада, однако, именно на Западе сфера культуры трактуется очень широко. В Британии, например, эта сфера состоит из 13 видов деятельности: реклама, архитектура, художественный и антикварный рынок, ремесла, дизайн, мода, кино и видеопродукция, программирование, издательское дело, музыка, исполнительские искусства, теле-радио-интернет-вещание. Как видим, это социо-культурные практики, которые формируют образ мыслей человека, его интеллектуальное и эмоциональное самочувствие; создают порядок вещей, мир ценностей и образов жизни. Стоит обратить внимание на то, что литература и искусство в этом ряду не на первых местах, и это не случайно, и не потому, что загнивающий запад окончательно загнил, а потому, что сначала всё то, что понятно и доступно всем, сначала сферы деятельности, где идеи, модели жизни материализуются, конкретизируются, и осваиваются человеком. Реклама здесь инструмент пропаганды идей и моделей.

Архитектура - это среда обитания, западный человек рождается, живет и умирает среди громадного многообразия архитектурных форм, посредством которых он буквально может осязать время и мысль! Художественный и антикварный рынок, это пространство, где художественные ценности обретают материальную цену, а материальные мебель, вещи, предметы быта проявляют качества нематериальных ценностей. Ремесла, дизайн, мода – это все про самого человека, все, что он может сделать сам, для себя, о себе. А вот далее следует переход в сферы художественных смыслов, духовных и интеллектуальных рефлексий, рождения новых идей, их распространение через информационные каналы, потом внедрение через рекламу - и далее движение по кольцу. Умные англичане назвали все это «кольцо» культурными/креативными/творческими индустриями еще в 1998 году.

Термин не нов, появился ещё в 1947-м году для обозначения ситуации, в которой создание нематериальной ценности связано с техническим средством распространения этой ценности. Наверное, основоположником культурной индустрии был Гутенберг и его книгопечатный станок…

Англичане, осознавая, что живут в информационном обществе, где основной спрос на интеллект, и прогнозируя дальнейшее развитие интеллекта, в том числе и искусственного, сегодня утверждают, что «рабочие места в сфере производства исчезнут уже через 20 лет… работу будут выполнять машины… Экономический рост станет результатом инноваций, а для инноваций требуется креативность. Для креативности же нужны люди с навыками и знаниями в различных сферах культуры».И культуру они понимают, как сферу генерации и проектирования новых идей, прорывов в мышлении и коммуникации, а культурные/креативные индустрии - это коммуникативные и творческие инструменты для создания новых явлений. И очень важно заметить - явлений новых и рыночных.

Тут у нашего человека, конечно, случается когнитивный даже не диссонанс, а, смело говоря, - расколбас, потому, что в нашем культурном коде рынок и качество не совмещаются принципиально. У нас рынок вне культуры, и мы не понимаем, как рыночное, может быть культурным, ведь культура, и уж тем более искусство, для нас, это же «позови меня в даль светлую», ведь наш культурный код говорит нам, что небо в алмазах мы увидим, но не в этой жизни, что счастье возможно и близко, но не здесь и не сейчас. И креативными нам быть не рекомендуется. Мы же с детства знаем, что не надо проявлять любопытство, самостоятельность, амбиции, не надо Ване подбирать перо Жар-Птицы, с пером станешь выделяться, станешь, не как все – беды не оберешься.

Там же, где работают другие культурные коды, культурные/креативные индустрии сегодня проявляют себя так:

- это 4.5% мирового внутреннего валового продукта стран ЕС, с прогнозируемым ростом в 10% ежегодно;

- развиваются быстрее, чем сферы производства и услуг;

- предоставляют работу 8,3 миллиона человек, что в 2,5 раза больше, чем в автопроизводстве, и обеспечивают работой больше молодежи, чем любой другой сектор экономики;

- совокупный доход этих индустрий ЕС составляет 558 миллиардов евро;

- 11 миллионов евро в час - прибыль этих секторов в Великобритании в 2014-м году;

- в Великобритании летом 2016-го года, одни только музыкальные фестивали привлекли более 2 миллионов туристов, выручив, по скромным подсчетам, 2 миллиарда евро;

- эта отрасль поддерживает стартапы, предпринимательство и инновации, стимулирует инвестиции и туризм.

Надо обратить внимание, что речь идёт о материальных возможностях всей сферы креативных индустрий, где большое искусство лишь часть этого культурного потока, и к его неприбыльности относятся спокойно, отчетливо понимая, что некоторые крупные капиталы не выражаются непосредственно в денежных знаках!

Не так давно, в одном местном собрании, где было человек 50, из них деятелей культуры, человек 5, провели экспресс-опрос, что такое культура? И вот какие были ответы – культура, это безопасность, посещение музеев и театров, вежливость, цивилизация, традиции, воспитание молодого поколения, общение, развитие, стремление к совершенству, среда, отношение к жизни, наследие, зрелища, чистота, сознание, проектирование жизни, образ жизни, образ мыслей, совокупность качеств индивида (клянусь, что не подгоняла «материал под концепцию», а записывала определения по мере того, как их называли).

… Наша время обрушило на нас лавину катастроф – природных, техногенных, политических, психических, физических/физиологических. Определения культуры совсем не случайно начинаются с безопасности и заканчиваются образом жизни, образом мыслей, и индивидуальными особенностями личности, а потому, что культура - это стандарты качества жизни во всех ее сферах. Потому, что все мы живём для счастья. И производство, сельское хозяйство, здравоохранение, образование, городская и сельская инфраструктуры, бизнес, существуют и работают для того, чтобы давать человеку, в конечном итоге, высокий уровень душевного, эмоционального комфорта. Давать чувства защищенности, безопасности, уверенности, свободы выбора, разнообразия возможностей.

Уникальность того места, где мы живём, требует от нас ответственности и осознанности, а это значит, что необходимо уже наконец осознать культуру, как фундамент нашей жизни, как базис той цивилизации, которую мы обязаны создать, если мы, конечно, планируем сами жить здесь, жить хорошо, с достоинством и самоуважением, и планируем передать такую жизнь своим детям. Если угодно, то пусть это будет байкальская цивилизация, построенная на платформе культуры, в зерне которой экология сознания. Экология, это ведь не столько о том, чтобы не сорить на улицах, и не жечь леса. Экология - это сознание ответственности за жизнь, где в приоритете культура всего - производства, обслуживания, потребления, воспитания, взаимоотношений.

P.S. И вот тогда можно будет привезти полный самолет теле-звезд, выстроить их на чистом берегу чистого Байкала и пусть себе хором заявляют, что театру «Байкал» нужно здание! Кто поспорит?!







Уважаемые читатели, все комментарии, не соответствующие действующему законодательству, контенту сайта (в том числе наличие каких-либо ссылок) и элементарным нормам культурного поведения удаляются автоматически.
Социальные комментарии Cackle
Ирина Шаргаева
Ирина Шаргаева
Руководитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия
11.09.2017
Ирина Шаргаева
Ирина Шаргаева
Руководитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия
04.09.2017
Вадим Бредний
Вадим Бредний
Руководитель группы компаний "Титан"
09.08.2017
Пётр Покацкий
Пётр Покацкий
директор Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Бурятия.
26.07.2017
Александра Мяханова
Александра Мяханова
Доцент кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета БГУ
25.07.2017
Александра Мяханова
Александра Мяханова
Доцент кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета БГУ
13.07.2017
Загрузка...
^