Резкое повышение цен на авибилеты вызвало волну критики жителей Улан-Удэ. В своем интервью член совета директоров «Группа компаний «Метрополь» и депутат Народного Хурала Баир Цыренов объясняет причины подорожания, а также размышляет о судьбе авиасообщения внутри Бурятии и будущем аэропорта «Байкал»
- Как вы сегодня оцениваете авиасообщение в Бурятии и в чём его основные проблемы?
- Основная беда – это более чем двукратный рост цен на авиабилеты. Выросли цены на все направления из Улан-Удэ, в том числе внутреннее региональное авиасообщение.
Естественно, нас беспокоит московское направление. Главное - это недостаточная конкуренция между авиаперевозчиками и малое количество рейсов. Мы готовы принимать новые авиакомпании, но пока у нас работают только «Уральские авиалинии» и «S7». И хотя мы предлагаем наполнять это направление другим компаниям, пока этого не происходит.
Ещё более ситуация усугубилась банкротством «Трансаэро», которая к нам ранее летала. «Аэрофлот» ушёл по причине дефектов взлетной полосы.
На сегодня для того, чтобы увеличивать количество перевозчиков аэропорт готов рассматривать различные виды сотрудничества. Сейчас появилась надежда, связанная с субсидированием рейса на Санкт-Петербург. Если таковое произойдет, то Бурятия получит и новый рейс, и возможно, зайдёт новая авиакомпания. Но пока это только планы.
Таким образом, слабая конкуренция авиаперевозчиков в Бурятии - причина высоких цен.
- А потребности в новых рейсах в Москву есть? Население готово летать чаще?
- Есть. Недавно у нас самолёт, выполнявший рейс из Москвы в Иркутск, совершил посадку из-за непогоды в Иркутске. Более трети пассажиров вышли в Улан-Удэ и попросили выдать багаж. Это показатель востребованности. Многие летают через Иркутск, и даже Читу - там дешевле. Потенциально это клиенты улан-удэнского аэропорта, и мотивация введения дополнительных рейсов. Мы проводили исследования - пассажиропоток из Улан-Удэ в Москву может быть существенно увеличен.
- Тогда главный вопрос - почему цена авиабилетов в Бурятии такая высокая?
- Хочу сказать, что в структуре авиабилета портовые сборы, которые остаются в аэропорту составляют незначительную часть. Около 1,5 тысяч рублей в цене билета. И подчеркну, мы расценки на свои услуги по аэропортовые тарифы практически не поднимали.
Также и цена на авиационное топливо практически не изменилась. Кстати, заправкой самолетов занимается специализированная компания «Аэрофьюлз». Таким образом, спрашивать с аэропорта «Байкал» о росте цен на билеты некорректно, и я указал причину резкого взлёта цены на билет. Адресовать претензии надо к авиакомпаниям.
На сегодня цена на авиабилеты в Москву выросла почти в два раза. Улан-удэнцы и гости Бурятии могут даже в эконом-классе лететь по 60 тысяч рублей, по 80 тысяч, в зависимости от срока покупки билета. На наш взгляд, это неоправданно никакой экономикой авиакомпаний.
Вопрос по ценам на авиабилеты нужно адресовать Федеральной антимонопольной службе и Федеральной службе по тарифам. Об этом говорят и представители Минтранса Бурятии. Но пока лишь депутат Госдумы Михаил Слипенчук сделал запрос в эти ведомства по высоким ценам на авиабилеты в Бурятии.
- Таким образом, сами авиаперевозчики задрали цены в Бурятии?
- Да, правильно. В первую очередь, из-за отсутствия конкуренции и, видимо, пренебрегая социальной ответственностью. И я думаю, федеральным ведомствам необходимо предостеречь авиакомпании от такой ценовой политики. Понятно, что сейчас – время туристского сезона, и кое-кто стремится «выхватить по максимуму».
- Теперь вопрос по внутреннему сообщению. Как обстоят дела там?
- Уже говорил и повторюсь, северяне обращаются ко мне как к депутату Народного Хурала и говорят, что складывается впечатление, что они республике не нужны. Они всё меньше чувствуют себя жителями Бурятии.
Жителями Севера, бамовцами ощущается депрессия. И главная причина – в неудовлетворительном транспортном сообщении с остальной частью Бурятии. Люди из-за этого очень страдают. Сейчас завоз продуктов происходит в основном на автомашинах с иркутской стороны. Автотранспорт сразу же влияет на себестоимость, и цены в магазинах высокие.
И как видим из новостей о сборе подписей за уход северных территорий в Иркутскую область, ситуация обострилась.
Хорошо, что недавняя идея, в том числе правительства Бурятии – перевести аэропорты Нижнеангарска и Таксимо в статус «посадочных площадок», не нашла развития. Это произошло в первую очередь благодаря твЁрдой позиции управления гражданской авиации в восточно-сибирском управлении Росавиации. Глава управления Василий Бурахович подтвердил то, что нам как аэропортовому оператору было известно - если мы переведём аэропорт Нижнеангарска в посадочную площадку (речь, прежде всего, шла о нём), то обратно в статус «аэропорта» мы никогда его вернуть не сможем. А посадочная площадка не может принимать самолёты большей вместимости, в том числе АН-24. также площадки не имеют нормального аэронавигационного и метеосопровождения.
Все остальные беды внутреннего сообщения от малого количества рейсов. Та же проблема - чтобы сдерживать цены, необходимо увеличение пассажиропотока.
Я предлагал в 2014 году: чтобы «Бурятские авиалинии» смогли удерживать цену на билеты и увеличить частоту рейсов, необходимы республиканские субсидии в размере 7 миллионов. Тогда предложение не получило одобрения у властей, несмотря на небольшую сумму субсидий. А сегодня люди, чтобы попасть на север, вынуждены лететь до Иркутска, дальше ехать на поезде и нести большие временные затраты. Причем, на фоне больших проблем у авиакомпаний обслуживающих внутренние рейсы.
- И какой вы видите ситуацию с авиаперевозчиками во внутреннем сообщении? А как с республиканской авиацией?
- Давайте по-честному, внутренние авиаперевозки всегда убыточны, и во всём мире. И везде регионы помогают денежными средствами авиакомпаниям, которые рискнули заниматься региональным авиасообщением.
Ситуация в Бурятии, действительно, сложная. У единственно летающих на север республики «Бурятских авиалиний» не хватает самолётов в регионе. Когда у них начались трудности в Бурятии, они переориентировали бизнес в другие регионы. И начали летать в Якутии и Хакасии. В Бурятии же оставили меньшее количество «бортов».
Что касается «ПАНХа», то он не получил запланированных средств на лизинговый платёж, который был предусмотрен в бюджете республики в рамках республиканской программы поддержки предпринимательства. В итоге, лизинговая компания опечатала их самолёты.
Властями рассматривался вопрос о создании авиакомпании с контрольной долей республики, куда войдут активы ПАНХа. Однако дело застопорилось из-за сложностей в оценке активов авиакомпании.
Пока ситуация выглядит так. Это означает, что если не будут предприняты прорывные мероприятия, то на север Бурятии будем летать также редко и дорого.
- У группы компаний «Метрополь» есть интерес инвестировать в авиаперевозки на территории Бурятии и создать свою авиакомпанию?
- К нам не единожды обращались с предложениями и создания, и инвестирования различных проектов, связанных с авиасообщениями внутри Бурятии. Мы внимательно изучили каждое из них. Финансовые аналитики пришли к вводу, что на данном этапе они все экономически не состоятельны и требуют субсидирования. При существующей нестабильной политике по господдержке авиаперевозок это слишком рискованно. Поэтому мы не рассматриваем варианты создания авиакомпании или участия в таковой.
С другой стороны, «Метрополь», аэропорт «Байкал» и лично депутат Госдумы Михаил Слипенчук поддерживают создание государственной авиакомпании для внутреннего авиасообщения.
Мы, в свою очередь, продолжим развивать наш аэропорт, в том числе и для развития внутренних авиалиний.
- Как развивается сам аэропорт «Байкал»?
- Успешно. Все помнят, при каких обстоятельствах группа компаний «Метрополь» зашла на этот объект в 2011 году. Единственные «воздушные ворота» в регион были обременены правами иностранных собственников, которые просто не использовали его. Несколько лет аэропорт был закрыт на замок и ветшал.
По просьбе правительства Бурятии мы выкупили его. «Метрополь» инвестировал в аэропорт «Байкал» около 300 миллионов рублей. Благодаря этому за несколько лет превратили в объект стратегического значения Российской Федерации. Сейчас это успешное действующее предприятие, зарегистрированное на территории республики, с рабочими местами и налогами. Это аэропорт круглосуточный, надёжный в плане условий посадки и обслуживания. Неслучайно мы являемся запасным аэропортом для Читы, Иркутска, и Улан-Батора. Развивается международное направление, особенно со вводом пункта пропуска по международным стандартам. Вводим новые услуги, в том числе, грузоперевозки для граждан.
Несмотря на кризис, мы удерживаем пассажиропоток. Для сравнения - сейчас он в два раза выше, чем в 2011 году.
Совместно с правительством Бурятии разработаны предложения по строительству новой взлетно-посадочной полосы, которые были одобрены в правительстве России. Федерация приняла решение построить в аэропорту новую взлётно-посадочную полосу. Стоимость объекта исчисляется миллиардами. Первоначальный этап строительства финансируется на 1,7 миллиарда рублей в ближайшие полтора года.
И сразу хочу успокоить всех жителей Бурятии. Во время строительства новой полосы, нынешняя продолжит действовать. То есть аэропорт «Байкал» не будет прекращать свою деятельность.
Таким образом, впереди у аэропорта только развитие и модернизация. Наша задача – развить пассажиропоток до советского уровня, и тогда мы приступим к строительству нового терминала.
Баир Цыренов: Кто виноват в повышении цен на авиабилеты
Уважаемые читатели, все комментарии можно оставлять в социальных сетях, сделав репост публикации на личные страницы. Сбор и хранение персональных данных на данном сайте не осуществляется.
Читают сейчас
Происшествия, 15.12.2024
Шокирующая история об истязании малолетней девочки дошла до главного следователя России
Происшествия, 14.12.2024
Прибывшие сотрудники Росгвардии высадили пассажира и увезли в отдел полиции