Так сложилось, что правительственный транспорт получает государственные номера с тремя «Т», а автомобили из гаража мэрии Улан-Удэ — с тройным «У». Такие машины, наделённые властными номерными знаками, как правило, не останавливают сотрудники ГИБДД, для них всегда горит «зелёный» свет на въезд туда, куда другим путь временно закрыт.
Не мудрено, что обладать такими волшебными регистрационными знаками хотели бы многие автомобилисты. Но получают избранные, особо приближенные к власть имущим. Ведь три заветные буквы (ТТТ или УУУ — не важно) не просто подчёркивают исключительность их владельцев, но и, как отмечают в прокуратуре Бурятии, порождают чувство безнаказанности, пренебрежение правилами дорожного движения и условия для коррупционных проявлений.
Такой вывод прокуратура Бурятии сделала на основании комплексной проверки законодательства в сфере регистрации автомототранспортных средств на территории республики. Выяснилось, что должностные лица УГИБДД МВД по РБ нередко выдавали «привилегированные» номера физическим и юридическим лицам, не имеющим отношения к государственным и муниципальным органам власти.
Сколько конкретно организаций и граждан имеют номера серии «ТТТ», сказать сложно. Но точно не менее полусотни, если учесть, что всего таких знаков выдано 200, а в правительственном гараже числится не более 150 автотранспортных средств.
Прокурорской проверкой доподлинно установлено, что привилегированный номер «Т055ТТ» был присвоен автомобилю, принадлежащему экс-мэру Улан-Удэ Геннадию Айдаеву. Так что, пересаживаясь со служебного транспорта в личный автомобиль, Геннадий Архипович не только не становился обычным (рядовым) участником дорожного движения, но даже изрядно повышал свой муниципальный статус до государственного уровня.
За индивидуальным предпринимателем Михаилом Мельчаковым закреплён правительственный номер Т161ТТ. Михаил Мельчаков — сын депутата Народного Хурала Бурятии, члена ЛДПР Юрия Мельчакова, в прошлом сотрудника правоохранительных органов.
Номера с серией «ТТТ» имеют автомобили, принадлежащие гостинице «Гэсэр», ОАО «РЖД». А, например, за ООО «Бурятмясопром» закреплены вообще два правительственных номера — Т162ТТ и Т163ТТ.
Подобные нарушения выявлены и при проверке законности выдачи государственных регистрационных знаков серии «УУУ», хотя значительно меньше, чем в случае с «ТТТ». Всего таких номеров зарегистрировано 100. В представлении прокуратуры Бурятии отмечается, что «абсолютное большинство государственных регистрационных знаков серии «УУУ» выданы тем, кому это положено, то есть транспортным средствам администрации Улан-Удэ и муниципальных учреждений. А вот без всяких на то оснований блатными «уушками» пользуются ООО «Икат-плюс» (У026УУ), ООО «СтолицаСпецСтрой» (У093УУ), ОАО «СК» СОГАЗ-МЕД» (У100УУ) и прочее.
Прокуратура Бурятии и прежде ставилп подобные вопросы перед должностными лицами УГИБДД МВД по РБ. А особо наблюдательные граждане и раньше подозревали, что за некоторыми «ТТТ» и «УУУ» скрываются отнюдь не простые граждане и организации, не имеющие никакого отношения к муниципальной и региональной власти. Взять хотя бы мелькающий иногда на улицах города серый «Хаммер», владение которым молва приписывает сыну экс-мэра Улан-Удэ Геннадия Айдаева Сергею Айдаеву. Эта дорогая до экзотики машина ездит под правительственными номерами Т003ТТ. Непосвящённым людям могло бы показаться, что цифра «3» в этом номерном знаке означает «третьего человека в регионе», то есть первого заместителя председателя правительства Бурятии, правой руки Вячеслава Наговицына (вторым человеком по статусу является спикер парламента), сообщает «МК в Бурятии».