Сегодня в Улан-Удэ прошло совещание по развитию придорожного сервиса на территории Бурятии. Председательствовал на нём прибывший из Москвы замглавы Росавтодора Григорий Прокуронов.
Он сообщил, что в декабре прошлого года была утверждена генеральная схема размещения придорожного сервиса. В ней фигурирует и федеральная трасса Р-258 «Байкал» Улан-Удэ - Иркутск.
- Она нами взята в качестве одного из пилотов. Мы предполагаем в обозримом будущем этот участок дороги попытаться сформировать как качественный, обустроенный необходимым сервисом объект, - сообщил замруководителя Росавтодора.
Вчера он оценил современное состояние этой дороги. «Впечатление, что дефицита объектов сервиса не наблюдается, но качество их, мягко говоря, оставляет желать лучшего», - признался федеральный чиновник. Он уточнил, что придорожный сервис должен развиваться из единичных кафе и гостиниц в многофункциональные зоны.
Своими проблемами в ходе работы поделились владельцы придорожных кафе и комплексов. В частности, хозяин комплекса «Магистраль» (есть кафе, гостиница, баня, аптека, туалет, автозаправочная станция, СТО и прочее) Виктор Якимов рассказал, что в целом за 5 лет он вложил в бизнес порядка 60 миллионов рублей. Налогов выплатил 14 с лишним миллионов. В ходе работы он столкнулся с прилично выросшей кадастровой стоимостью на свой участок.
- Поле, которое в своё время не имело никакой ценности, кроме глины, оценили в 26 миллионов рублей, - рассказал бизнесмен. – Пришлось обратиться в суд, она стала стоить 6 миллионов.
Останавливающие здесь водители могут воспользоваться Wi-Fi. Однако этого нельзя сделать в большинстве придорожных кафе. На отсутствие интернета пожаловалась, в частности, Елена Цыренжапова, руководитель кафе и отеля «Кочевник» который находится в 20 км от Улан-Удэ.
- Мы не можем даже установить терминал оплаты платежей, связь постоянно теряется, - отметила она.
Впрочем, главной проблемой сервиса на дорогах становятся туалеты. Григорий Прокуронов обратил внимание на то, что почему-то «достоинством и достижением» для бизнесменов становится наличие чистого туалета на их объектах. Причём проблема эта характерна для всей России.
- У нас в 2013 году установили минимальные требования к объектам придорожного сервиса, - отметил он. – Туалет – это обязательное условие.
Между тем, вдоль федеральных дорог нередко встречаются одиночные туалеты, построенные из кирпича.
- Они находятся в…нет такого слова… ужасном состоянии. Туда даже заходить опасно, приблизиться невозможно. Никто там не убирает, за ними не смотрит. Там можно провалиться и так далее. Туалет – наш бич, - заявил глава Селенгинского района Вячеслав Цыбикжапов.
- Отдельно стоящих в поле туалетов не должно быть в принципе, - согласился Григорий Прокуронов. – Он всегда должен быть связан с объектом сервиса.
Встречаются и такие факты, что туалеты в кафе и гостиницах просто закрыты. А в 20 метрах есть платные туалеты, за счёт которых и хотят заработать владельцы. Это удивило замглавы Росавтодора.
- Если туалет закрыт, и не по техническим причинам, это повод для того, чтобы закрыть заведение, как не соответствующее требованиям, - заявил он.
Под конец Григорий Прокуронов признал, что туалеты – это «больная тема». Он попросил сделать обследование федеральных и региональных дорог на наличие и качество туалетов на объектах придорожного сервиса, в том числе на доступность для маломобильных граждан.
- Если вы ожидаете тысячи и тысячи туристов из Китая, значит, им надо где-то останавливаться. Нужны те самые площадки и объекты сервиса. Мне кажется, кончились те времена, когда мы по полям, по лесам и так далее… - заключил замглавы Росавтодора.