Как сообщал «Байкал-Daily», резонансный случай, который взял под свой контроль лично уполномоченный по правам ребёнка в России Павел Астахов, произошёл недавно в Закаменском районе. С собой покончила 15-летняя девочка, недавно ставшая мамой. Погибшая проживала в приёмной семье, куда её вместе с новорождённой дочерью взяла женщина, уже воспитывающая четырёх приёмных детей. Опекунша Алтыны ранее рассказала «Байкал-Daily» о последних днях девочки, отрицая какую-либо свою вину.
Сейчас история покончившей с собой молодой мамы набирает обороты.
За выходные следователи попытались арестовать специалиста органа опеки по Закаменскому району, однако ей резко стало плохо и сейчас она находится под наблюдением врачей. Приёмной маме отказали в опекунстве новорождённой дочери Алтыны. А родные, когда-то отвернувшиеся от девочки, сейчас готовятся к её поминкам на 49 дней.
«Байкал-Daily» удалось связаться с братом погибшей девочки, который рассказал новые подробности.
Как оказалось, старший брат Юрий с женой подали документы на опеку Насти – новорождённой дочери погибшей, но им тоже отказали. Несмотря на то, что у Юрия есть стабильный доход – он работает строителем, а его жена поваром.
- Из-за того, что я за Алтыной недоследил, - признается сейчас Юрий. – Она сбегала от нас. В последний раз это было за день до того, как собирались пойти в поликлинику, чтобы встать на учёт по беременности. Она встала раньше всех, забрала наши с женой телефоны, продала их и сбежала. После этого и лишили нас прав. Хотя жена её очень любила, заботилась. Все свои красивые вещи ей отдавала, обувь свою ей надевала. Алтына ходила здесь в 4-ю школу в Улан-Удэ. У нас с женой детей нет, хотя мы 6 лет уже живем вместе, и мы были готовы поддержать Алтыну. Но все из-за этого Валеры (отец новорожденной, - прим. авт). Я его предупреждал, говорил держаться подальше от Алтыны, но он не понимает. Умственно-отсталый какой-то, все смялся. Вот и не задался разговор. Стал сим-карты Алтыне менять, телефоны, но она все равно где-то находила его телефон и созванивалась. Собираюсь сейчас в Закаменский район. Хочу поговорить с ним, - рассказывает брат Юрий.
Смирившись с тем, что воспитывать племянницу уже никто не разрешит, Юрий согласился подписать ходатайство на удочерение только с условием, что ему разрешат видеться с ней. Оказалось, что многие улан-удэнцы, проникнувшись историей молодой мамы и оставшейся совершенно беззащитной малышки, изъявили желание удочерить девочку. И, пожалуй, пока только для маленькой, ничего еще не понимающей Настены произошло что-то хорошее – сейчас с ней новая мама. Пока только готовятся документы на удочерение, но приемные родители очень рады крохе.
Праздничная суета
Немало шума в интернете навели за майские праздники и некоторые СМИ, которые сообщили, что скрылся и директор реабилитационного центра, где находилась девочка. «Байкал-Daily» удалось поговорить со скрывающимся директором.
- 29 марта я работала до восьми часов вечера. После инструктажа сотрудников, я взяла ребёнка и поехала отдыхать в деревню к родственникам. Меня никто не просил остаться, и не предупреждал ни о чем. Приехав к родственникам, я забыла телефон, и мы поехали на природу. Когда вернулись, увидела кучу пропущенных звонков. Оказалось, что здесь целые розыскные мероприятия проходили по поиску меня. Журналисты понаписали, что директор центра скрылась за пределами региона и что местонахождение мое уже установлено и меня собираются доставить. Это просто смешно. На самом деле, я сама приехала в следственный комитет утром и меня никто не доставлял, - недоумевает Юлия Шагжиева, директор реабилитационного центра.
Но следователи утверждают обратное.
- В отношении нее также возбуждено уголовное дело. Есть и факты, которые свидетельствуют о том, что они не доработали и вся недоработка привела к плачевному последствию. Она действительно уехала из Закаменска. Участковый ее нашел у родственников. Она заперлась в доме и не хотела выходить. Спустя два дня она пришла в отдел с адвокатом, - говорит Дмитрий Столяров, старший помощник руководителя СУ СК России по Бурятии.
Диагноз: «Умственная отсталость»
По словам директора реабилитационного центра, возлюбленный молодой матери учится в коррекционной школе 8-го вида в Закаменском районе. И в свои уже 18 лет он пытается изучить программу 9-го класса. Также молодой человек неоднократно привлекался к уголовной ответственности по наркотикам.
- 1 октября прошлого года совместно с опекой мы сообщили в полицию о факте беременности несовершеннолетней. Тогда Алтыне было 14 лет, но от следственного комитета пришел отказ. Как нам пояснили, это было обоюдно, и он не достиг 18 лет, - рассказывает Юлия Шагжиева. – Я вхожу в состав районной комиссии по делам несовершеннолетних и так случайно узнала, что Валерий дважды привлекался по наркотикам. Я разговаривала с его мамой, так как он несовершеннолетний, но она лишь сказала, чтобы мы сами разбирались с Алтыной, и усомнилась в том, что ребенок от ее сына.
Нам стало известно, что молодой человек состоит на учете у психиатра. И в отношении него сейчас назначена судебно-психиатрическая экспертиза.
Приемные семьи боятся за своих детей
Трагедия с Алтыной насторожила и другие приемные семьи Закаменского района. Многие родители боятся, что у них отберут детей. Матери как один встали на сторону приёмной мамы, которую следствие обвиняет в недостаточной заботе о детях. В материалах следственного комитета, к примеру, говорится, что приёмная мать не покупала для малыша детское питание, зная, что её подопечная не могла кормить грудью. Этот факт, впрочем, сама женщина опровергает, а приёмные семьи её поддерживают.
- Мы возмущены тем, что пишут в СМИ. Это все неправда, начиная с денег, которые получает мама погибшей. Денег, которые дают на приемных детей не хватает, вы налоги не учитываете. Как только Наталья Дашинимаевна получила за Алтыну единовременное пособие в 17 тысяч рублей, они сразу поехали в Закаменск покупать ей вещи. Куртку, сапоги, одежду – старалась все дорогое купить. И даже этих денег не хватило, ей пришлось свои добавить. Даже если сейчас пойдут проверки в другие приемные семьи, то пусть смотрят. У меня у самой пять приемных детей, и мы воспитываем их в страхе. Я их никому не отдам. И никакие они не государственные. Я их взяла с двух лет. Они мои. Я их очень люблю и никому не отдам, - говорит Ирина Дашинимаева, руководитель ассоциации приемных семей Закаменского района.
Всего в Закаменском районе живёт 34 семьи, которые взяли под опеку 64 детей.
Эльвира Хазагаева, для «Байкал-Daily»