На сегодня, сообщил в своем докладе заместитель министра образования республики Александр Бочеев, в республике насчитывается 242 малокомплектные школы. Это составляет 55 процентов от числа всех учебных заведений республики. Но учатся в «малых» школах всего 15 процентов школьников Бурятии.
- Износ малокомплектных школ, - сказал Александр Бочеев, - составляет 30 процентов. Безопасность многих школ не соответствует нормам Роспотребнадзора.
Затруднителен подвоз школьников в малокомплектные учебные заведения, которые зачастую находятся в отдалении от главных дорог.
- Низкая плотность населения, неразвитая связь между населенными пунктами делает программу «Школьный автобус» неэффективной, - сообщил замминистра. - Иногда программа вообще нереализуема в связи с отсутствием дорог.
Особые нарекания министерства образования вызывает качество обучения в «малых» школах.
- Сегодня мы должны признать то, что малокомплектные школы представляют собой серьезную проблемы для получения сельскими школьниками доступного качественного образования, - сказал Александр Бочеев. - В качестве основных проблем являются слабая техническая оснащенность таких школ, разновозрастный состав обучающихся в классе, высокий возрастной уровень учителей... Свою роль сыграло отсутствие у учителей социальных перспектив, а также низкий приток молодых педагогических кадров.
В качестве приятного исключения из правила Александр Бочеев упомянул о Дабатуйской малокомплектной школе (Закаменский район), которая, согласно рейтинга, вошла в число двадцати лучших школ Бурятии. Но в целом, качество обучения в «малых школах» остается невысоким.
- Вот такой клубок проблем постоянно витает над малокомплектной школой, - сообщил заместитель министра образования.
В этих условиях, продолжил Александр Бочеев, министерство образования республики предлагает переход к качественному изменению ситуации.
- Наиболее предпочтительная схема, - сказал замминистра, - это сетевое взаимодействие сельских школ и система дистанционного образования, в том числе и через сеть Internet.
Министерство образования предлагает организовать в сельских районах систему базовых или опорных школ с сетью филиалов. В задачу центральной (базовой) школы входит координация действий филиалов и дистанционное обучение в них. Наполняемость филиалов может быть обеспечена за счет подвоза школьников из отдаленных сел.
Другой вопрос – как технически решить проблему дистанционного обучения, включающего в себя Интернет-обучение. По словам замминистра, в этом деле системе образования должны помочь федеральный, республиканский и местные бюджеты. Как отметил Александр Бочеев, уже сейчас на укрепление материально-технической базы брошены немалые финансовые средства.
- Обновление сельских школ, в том числе и компьютерное, - сообщил замминистра, - составляет 2,5 процента. Это выше, чем по России.
Отметил Александр Бочеев, например, в Окинском районе уже начали создавать свою локальную замкнутую компьютерную систему. То есть, техническая проблема вполне решаема.
В тоже время, Александр Бочеев опроверг мнение, что министерство образования собирается массово закрывать малокомплектные школы Бурятии.
- Малокомплектные школы огульно закрываться не должны и не будут, - заявил замиминистра. – В этом вопросе надо походить точечно и индивидуально. Единой тенденции массового закрытия малокомплектных школ быть не может. Они должны переходить в качественно высокий уровень образовательного учреждения.
С этим заявлением присутствующие, в целом, были согласны. Как отметил спикер парламента Бурятии, «к малокомплектным школам должен быть применен ручной подход».
По итогам «круглого стола» были приняты рекомендации о разработке концепции модернизации малокомплектных школ, формировании целевой программы по укреплению материально-технической базы сельских школ, развитию технологий дистанционного обучения и изучение опыта других регионов. Список малокомплектных школ, подлежащих переорганизации, должен быть пересмотрен с использованием индивидуального подхода.
Фото: www.spb-foto.ru