- Проблема бурятского языка зрела десятилетиями. Как вы думаете, почему именно теперь об этом стали так много говорить? Именно последние два года. Что происходит с обществом в Бурятии?
- Я считаю, что сегодня вопрос с бурятским языком несколько политизирован. Необходимо вспомнить, что проблемы бурятского языка всегда волновали общество. И в 30-ые годы, и в советское время, в 90-ые, при принятии конституции Бурятии. На мой взгляд, всё это происходит циклично. Особенностью нынешнего периода является обсуждение вопроса именно о преподавании бурятского языка в школах республики. Быть может, это и не есть плохо.
И в этом вопросе есть несколько проблем. Во-первых, проблема законотворческая, нормативная, то есть регулирование изучения бурятского языка. Из 21 национальной республики в составе России, в восьми идёт изучение языков в равной степени, еще в трёх обучаются носители языка. В остальных республиках предоставляется выбор на добровольных началах. Мы эту практику довольно долго изучали. В принципе, предлагаемый нами вариант - наиболее приемлемый на сегодня. Он соответствует и закону об образовании, и нашей конституции.
Что сегодня больше всего волнует людей? Решение об изучении бурятского языка принимается на родительском собрании. При этом не всегда учитываются мнения всех участников образовательного процесса - решает большинство. Мы же считаем, что подобных ситуаций происходить не должно. И исходим из желания человека изучать бурятский язык и гарантии предоставления ему соответствующей возможности. Уже есть примеры подобного рода. Например, в одной из школ Улан-Удэ из 700 учащихся начальной школы лишь 71 желающих изучать бурятский язык. Вот для них сегодня и создаются такие условия.
- Скажите, были ли юридические возможности прописать в законе изучение языка в более категоричной форме? Например, сделать обязательным изучение языка в начальной школе?
- У нас уже был не очень хороший юридический опыт с обязательным изучением бурятского языка. Депутаты представят свои поправки. В любом случае, к этому нужно подходить комплексно, в этом должны принимать и депутаты со своими поправками к законопроекту, и общественность, и средства массовой информации.
Со своей стороны, сегодня мы отрабатываем ступенчатую программу изучения языка, начиная с дошкольного возраста. Когда дети достаточно хорошо воспринимают любые языки. Есть разные способы, не ущемляя чьих-либо прав, создавать условия для активного развития бурятского языка. Самое главное - это создание условий по изучению бурятского языка. На сегодня у нас все возможности для этого есть.
- Планируется ли какое-то поощрение учителей, преподающих бурятский язык? Ведь, по сути, выбирая именно эту профессию, они не могут быть уверены в завтрашнем дне. Вдруг большинство школ откажется от изучения «вымирающего» языка?
- Мы знаем, что есть такая проблема. Идет ее обсуждение и внутри министерства, и с коллективами преподавателей. Есть некоторые нюансы юридические опять же, которые мы пытаемся решить. Сегодня сохраняется положение регионального уровня по выплате 15% надбавки учителям бурятского языка, это достаточно серьезная мера поощрения данной категории учителей.
- Не так давно прошла международная конференция по проблемам сохранения бурятского языка «О будущем бурятского языка». Ознакомлены ли вы с их резолюцией? И что вы думаете, например, о предложении обязательного знания разговорного бурятского языка гражданами, занимающими руководящие должности?
- Резолюцию эту мы видели, изучаем её. С какими-то пунктами можно согласиться, а какие-то требуют доработки, после которой их уже можно будет обсуждать в научной форме.
Что касается обязательного знания разговорного бурятского языка гражданами, занимающих руководящие должности, то в некоторых регионах это, конечно, есть. Но на мой взгляд, в условиях Бурятии, это вопрос спорный.
- Проблема бурятского языка входит в новый закон об образовании, который бурно обсуждался в течение всей недели и на слушаниях. Завтра он будет одним из главных на сессии. Скажите, что принципиально новое получит Бурятия, если в четверг, 5 декабря, Народный Хурал проголосует за закон?
- Новаций достаточно много. Во-первых, республиканский закон соответствует новому федеральному закону об образовании, принятому в декабре прошлого года. Сегодня система образования развивается очень активно, школа становится более самостоятельной. Она уже самостоятельно отрабатывает индивидуальную траекторию каждого учащегося, в каждой школе есть своя утвержденная программа развития, школа самостоятельно формирует школьный компонент Базисного учебного плана в соответствии с ФГОС.
Новый закон необходим, он регламентирует и правоустанавливает все взаимоотношения внутри образовательной системы, между уровнями. Впервые, например, в законодательстве появляется уровень дошкольного образования, устанавливается четкое разграничение полномочий между органами государственной власти Республики Бурятия в сфере образования. Впервые в законопроекте закрепляются нормы, касающиеся инфраструктуры системы образования республики, ведения инновационной деятельности в сфере образования, информационной открытости и ведения мониторинга в системе образования.