Малый бизнес выдержал испытание повышением налогов, сельскому хозяйству компенсируют последствия вступления в ВТО, а в Улан-Удэ пора менять земельную политику. Об этом и многом другом интервью «Номера один» заместителя председателя правительства республики Александра Чепика
- Прогнозируется ли уменьшение доли в ВРП, занятости населения и поступления налогов от индивидуальных предпринимателей и малого бизнеса в экономике Бурятии в связи с увеличением налоговой нагрузки и социальных выплат?
- Да, к концу 2012 года и в начале 2013 года наметилась тенденция снижения численности ИП. Если в 2011 году их число составляло 32,5 тысячи человек, то к 2012 - 29,6 тысячи.
Я надеялся, что люди пошедшие в бизнес, со временем встанут на ноги. Сам факт, когда человек решился вести бизнес и потом от этого отказался, меня огорчает и как зампреда, и чисто по-человечески. Значит, вовремя не протянули руку помощи, значит, не дошли до каждого человека.
Но уменьшение количества ИП не повлияло коренным образом на экономику региона. С точки зрения финансовых последствий страшного ничего нет. Количество индивидуальных предпринимателей уменьшилось, зато количество малых предприятий стало больше на 1,3 тысячи по сравнению с 2011 годом. Значит, часть ИП укрупнилась, стала мощнее.
На рынке труда уменьшение индивидуальных предпринимателей не скажется никак. Те люди, которые не стали предпринимателями, пошли к другим, которые работают в этой сфере. Занятость-то в отрасли растет - со 146 тысяч человек в 2010 году до 152 тысяч в 2012.
Поэтому все стабильно, и все идет своим чередом.
- Из-за вступления в ВТО сельхозпредприятия Бурятии впервые закупают ГСМ по рыночной стоимости, без компенсаций из бюджета. Какие еще новые риски и проблемы появились у сельского хозяйства Бурятии в последнее время?
- Ситуация с ГСМ неприятная. Цены для сельхозпредприятий стали рыночными. Но, в свою очередь, федеральная власть ввела дополнительные несвязанные меры господдержки - 430 рублей на 1 гектар каждому сельхозпроизводителю.
Также правительством России планируются и другие меры поддержки в виде регионально значимых программ, которые есть в Бурятии. По всем программам мы заявки уже направили. Из семи заявленных нами программ в трех есть большая вероятность, что мы выиграем - это мясо, молоко, овощи. Это хороший показатель.
Также хорошим подспорьем для наших сельхозпроизводителей оказалось снижение ставок Россельхозбанка на посевную кампанию до 10,5 процента годовых. Это действенная мера поддержки, которую приняло государство. Это здорово.
Считайте: 10,5 годовых - ставка, минус компенсация сельхозпроизводителям - 8,25 процента годовых. Получается, реальный кредит в сельском хозяйстве – чуть более 2 процентов годовых на полгода, пока посадили, вырастили, убрали урожай. Это реально хорошая ставка кредита для подъема предприятия.
Но появляется другая проблема. Хозяйства Бурятии закредитованы, т.е. большая часть имущества уже находится в банках под залогом. Правительство республики создало отдельный залоговый фонд в сумме 1,5 миллиарда рублей. Поэтому теперь предприятия могут получить кредиты в банках: 30 % составит залог самого предприятия, 70 % – средства фонда. В итоге отрасль вполне может получить 2 миллиарда рублей финансирования.
- Как дела у свинокомплекса «Сибирской Аграрной Группы»?
- САГ работает как идеальный компьютер. Все просчитано. Все продумано. Пример того, как работа огромного, по меркам Бурятии, предприятия рассчитана до мелочей. Договоренности по строительству второй очереди свинокомплекса уже есть, документы подписаны. Идет работа с банками, залогами и гарантиями от правительства Бурятии. Также «Сибирская Аграрная Группа» уже строит птицефабрику в Бурятии.
У нас вообще четыре птицефабрики в стадии реализации или входа в регион. «Бурятмяспром» строит птицефабрику в Селенгинске и уже упоминавшая «Сибирская Аграрная группа» - эти два проекта в стадии строительства. Челябинский и южнокорейские проекты готовятся к вхождению.
- Земельная политика Улан-Удэ в последние годы привела к дефициту участков для реализации инвестпроектов, в том числе в рамках развития туризма и сферы услуг. Учитывая обремененность земли частной собственностью, как в кратко- и среднесрочной перспективе видится разрешение этой проблемы?
- Прежде всего уточню. Частная собственность - не обременение земельного участка, а гарантированные конституцией права и свободы человека и гражданина.
По существу проблема центра города будет решаться разными методами. Есть федеральная программа - снос ветхого и аварийного жилья. Там прописана процедура, как это будет работать. Как будут переселяться люди, что они получат. Затем в центр города зайдет бизнес с инвестпроектами.
Земля в центре очень дорогая. Рано или поздно туда придет предприниматель. Будут решаться вопросы по отселению, но без драматических последствий для населения. С соответствующими компенсациями и выплатами. Это будет эволюционный путь, без потрясений. Люди останутся довольными. На это нужно время.
В целом по городу за пределами центра проблема с участками тоже есть. Город зажат границами районов. Но у сельских районов земля есть. Что надо сделать? Заложить в бюджете города деньги и выкупать у частников. И затем решать озвученные вопросы. И по участкам под жилищное строительство, и по реализации инвестпроектов.
- Город намекнет, что у них нет бюджетных денег под выкуп земли...
- Я могу так сказать... Еще никто про эти деньги не разговаривал. Это системная работа должна быть. Надо встречаться с людьми, обсуждать цену земельных участков, продумывать туда коммуникации. Да, за один год это не сделаешь. Но этим надо заниматься. Я тоже могу сказать - всегда денег не хватает. Но мы взяли на себя обязательства перед людьми. Мы должны им сказать - за этот год будет столько тысяч участков под жилье, через год еще вот такой объем выделяем земли. И за 3-4 года мы это путь пройдем.
- После всех пертурбаций с энергетическими компаниями республика остается с единственной – «Бурятэнерго». Правительству выгодно иметь одного крупного игрока на рынке, по сути, монополиста?
- Я считаю, что хуже нам от этого точно не будет. Никакой конкуренции ведь и так не было. «Бурятэнерго» и «Бурятэнергосбыт» - оба были монополистами. Они друг с другом не конкурировали. Зато теперь мы можем сэкономить на управляющих структурах, которые исчезли. Возможно, это даже отразится на тарифе.
К тому же, «Бурятэнерго» - государственная, мощная структура, имея в виду МРСК Сибири. И это хорошо с точки зрения финансирования инфраструктурных объектов. В отличие от «Бурятэнергосбыта», который был с непонятными собственниками, и непонятно как управляемый.
- В апреле в Народном Хурале прозвучала информация: по итогам 2012 года для Бурятии характерно уменьшение инвестиций в основном капитал. На душу населения в Бурятии этот показатель составил 42,2 тыс. рублей. В это время в Иркутской области он равен 64,6 тыс. рублей, а в Томской - более 100 тыс. рублей. В чем причина снижения?
- Снижение связано с высокой базой 2011 года. Тогда на объем инвестиций сыграл фактор «юбилея». Рост инвестиций составил 108,8 процента в год. Мы ввели в эксплуатацию ряд крупных объектов. Произошел скачок.
Но я предлагаю рассматривать не отдельно 2012 год, по сравнению с юбилейным. Так, темп роста инвестиций в 2012 к 2007 году составил 210,5 процента. Это выше, чем по России. У нас в 2007 году инвестиций на душу населения вообще было 20,3 тысячи рублей. Сейчас, как справедливо заметил Народный Хурал, - 42,2 тысячи. Так что позитивный тренд очевиден.
Но убаюкивать себя, конечно, не стоит. Мы видим свои недоработки. За выполнение индикаторов по привлечению инвестиций в регион отвечают не только профильные министерства, с которых спрос в первую очередь, но и муниципальные образования республики. А также Фонд развития Республики Бурятия, который, собственно, и создан для того, чтобы заниматься привлечением инвестиций. Эта задача для нас одна из важнейших и мы ее решим, сообщает «Номер один».
Чепик рассказал о состоянии дел в экономике Бурятии
Уважаемые читатели, все комментарии можно оставлять в социальных сетях, сделав репост публикации на личные страницы. Сбор и хранение персональных данных на данном сайте не осуществляется.
Читают сейчас
Происшествия, 11.12.2024
В момент аварии водитель находился за рулём в состоянии наркотического опьянения