В этом году школы к учебному сезону готовили на удивление спокойно. В центре Улан-Удэ, возможно, школы разделят по возрастам. В московские вузы поступить стало легче, чем в улан-удэнские. В сексуальном скандале в школе Тарбагатайского районе взрослые манипулируют детьми. Эти и другие заявления в интервью министра образования и науки Алдара Дамдинова «Номер один»
- Школы Бурятии готовы к учебному году?
- Сегодня, за несколько дней до начала нового учебного года, система образования находится в центре пристального внимания. Для решения проблем образования консолидированы усилия различных ведомств.
Учитывая социальную значимость объектов образования, был утвержден перечень мероприятий по подготовке учреждений к новому 2012-2013 учебному году, на уровне муниципальных образований составлен график приемки общеобразовательных учреждений, назначены ответственные за подготовку учреждений к учебному году.
На сегодня у нас 94 процента готовности школ. По заверению всех глав муниципальных образований, 100 процентов будет готово к началу учебного года. Ремонтные работы в образовательных учреждениях уже завершены.
Этот год для нас был особенный. Бурятия в рамках программы модернизации образования получила из федерального бюджета 798 миллионов рублей. Почти 500 миллионов мы направили именно на развитие инфраструктуры, на проведение энергосберегающих мероприятий – это и замена окон, ремонт системы отопления, утепление полов, перекрытий. Меры по энергосбережению позволили сэкономить значительные средства на оплату теплоэнергоресурсов. При этом по соглашению с каждым муниципалитетом сэкономленные деньги должны остаться в учреждении на развитие материально-технической базы. Тогда директора школ будут целенаправленно заниматься энергосбережением.
Но хотел бы отметить, что, к сожалению, материально-техническая база основной части учреждений находится в процессе длительной эксплуатации, 156 зданий построены до 1950 года. Проблемы по обновлению этих школ необходимо решать в постоянном режиме.
- Ситуация с двумя городскими аварийными школами прояснилась?
- Официально две школы не будут открываться в этом году - это № 2 и № 65. Предварительные версии в отношении зданий были такие - школу № 65 необходимо заново отстраивать. Школе № 2 будет достаточно капитального ремонта.
Окончательную судьбу этих зданий будут определять на основе данных соответствующих строительных экспертиз. Итоги должны быть представлены властям Улан-Удэ. У нас в министерстве пока сведений по проведенной экспертизе нет.
Добавлю, что много проблем с этими школами еще и потому, что обе являются памятниками культурного и исторического наследия. Поэтому решения будут приниматься с учетом и таких особенностей.
- В связи с закрытием школы № 2 есть ли дефицит учебных мест в центре города?
- Напряжение есть, и оно будет нарастать. Мы ведем мониторинг - с каждым годом увеличивается число учащихся средних школ. Если в прошлом году за парты сели 13 тысяч учеников, то в этом году придут 13 тысяч 400 учащихся. Нам нужно пройти пик рождаемости. Стабильное положение с количеством учащихся наступит через 3-4 года. При этом мы также видим, как растет доля учащихся в школах Улан-Удэ по сравнению с районами. Миграционные процессы сказываются.
В самом городе есть проблема центра. Плотность населения возрастает в связи с новостройками последних лет в центре Улан-Удэ. На центральные школы нагрузка колоссальная, эта тема поднимается не первый год.
Построить школу с нуля проблематично. Поэтому необходимо грамотно использовать уже имеющиеся площади. Предложения министерства по решению проблемы центральных школ были таковы - разделить в центре города образование по ступеням обучения. В одной школе - только начальное образование, в другой соберутся средние классы. И в третьей - старшеклассники. Появится возможность для углубленной профилизации. Это актуальная тема для всех крупных населенных пунктов, не только для Улан-Удэ.
- С чем столкнутся ученики и родители с 1 сентября? Разное говорят и про «стандарты» и про школьную программу...
- Во-первых, не может быть и речи о платном образовании. Тот стандарт, который закреплен законодательно, он бесплатен. Он финансируется из федерального и республиканского бюджетов. Но школы могут предоставлять дополнительные платные образовательные услуги, за которые родители могут платить, если посчитают, что такие услуги необходимы их детям. К сожалению, есть директора, которые подменяют одно другим. Я против такой подмены, против навязывания дополнительных услуг. Этого допускать нельзя.
Что касается изменений в школьной программе, то надо понимать, что они происходят постепенно. Новые утвержденные стандарты внедряются поэтапно, результаты нельзя оценивать сейчас. По новым стандартам учатся дети, которые только в прошлом году пошли в первый класс. А окончательное внедрение всех стандартов в штатном режиме предполагается в 2024 году.
Я приглашаю родителей и общественность принять участие в обсуждении нововведений наряду с педагогами и экспертами в рамках августовских совещаний. Потому что, не зная стандартов, в принципе, говорить, что они плохие, по меньшей мере, абсурдно.
- Вузы Бурятии в этом году продолжат работать в прежнем режиме?
- В министерстве образования России зреет вопрос о судьбе вузов. Действия будут предприниматься. Я не думаю, что будут кардинальные изменения именно в этом году, но вообще революционный процесс начался. Мы смотрим мониторинги и уже видим, что тот дисбаланс последнего времени между гуманитарными и естественными науками выправляется. По Бурятии даже в годы советского технократизма соотношение было 55 на 45 в пользу естественных дисциплин. Сейчас мы имеем такой же показатель.
Вопрос, какие специальности востребованы и какие надо готовить, всегда будет актуален. Это вечный вопрос. И он сейчас главный для вузов.
Действия в отношении вузов Бурятии мы обозначили созданием Восточно-Сибирского образовательного комплекса в 2014 году. На последнем БОФе проект получил высокие оценки федеральных органов и экспертов российского уровня. Недавно мы получили письмо с одобрением проекта из Министерства образования России.
Мы видим в образовательном комплексе рациональное зерно. Не простое механическое смешивание вузов, а создание нового структурного подразделения, которое будет затачиваться под интересы экономики региона и выполнять роль инновационного двигателя. Мне кажется, примерно по такому пути будет двигаться все высшее образование России.
- Вузы приглашают вообще всех без разбора. Получается, что у нас 100 процентов выпускников идут получать высшее образование. Это нормальная ситуация?
- Я ощущаю такую ситуацию, но не по нашим вузам в Бурятии. Это беда общероссийская. Огромное количество вузов сосредоточено в Москве и Санкт-Петербурге и других центральных регионах. И если к нескольким вузам можно отнестись, как к инновационным проектам, где получение высшего образования можно приветствовать, то многие вузы в Москве занимаются просто затаскиванием учащихся. Происходит вымывание людей из регионов.
Любой абитуриент из регионов, выехав в Москву, найдет себе вуз. Много предложений и планка требований при поступлении крайне низкая.
С другой стороны, для попадания в вузы Бурятии - серьезный конкурс. Балл высокий. Бюджетных мест начали выделять намного меньше, чем раньше. Но даже с учетом повышения цены на платные места все равно есть конкурс.
Парадокс - в Москве поступить легче, чем в Бурятии. Значит, есть престиж, есть реноме, есть уровень квалификации вуза, факультета, кафедры. Идут в наши вузы не потому, что ехать некуда.
Только требуется следующий шаг. Чтобы после окончания вуза эти ребята были востребованы как специалисты. Мы эту работу проводим. И совместно с министерством экономики и в рамках всего правительства.
- Два шумных дела с увольнением директоров школ в двух районах республики. В Тарбагатайском, с помощью детского сексуального скандала, и в Тункинском, где новый глава формирует команду. Ваши комментарии...
- Начну не с самих скандалов, а с другого. Меня радует, что система образования стала открытой. Раньше о таких случаях молчали, и об этом общественность вообще бы не узнала.
Теперь по сути вопросов. Я осторожно отношусь к увольнению директора в Тарбагатайском районе. Я так понял, что правоохранительные органы немного самоустранились от этого дела. Вы представляете, что сейчас происходит в селе? И я не считаю это правильным результатом. То, что сейчас происходит, это не вопрос взаимоотношений между детьми. Это вопрос отношений между взрослыми. Сейчас идет манипуляция детьми, чего допускать категорически нельзя. Поймать сейчас, кто виноват, а кто нет - проблема сложная, если вообще решаемая. Мы своими действиями довели ситуацию до того, что эти дети с какими-то ярлыками остаются дальше жить. Я отношусь к этому резко отрицательно. Причем как в отношении виновных, так в отношении и невиновных.
Что касается ситуации в Тункинском районе, то сразу хочу отметить, что назначение директоров школ, равно как и расставание с ними, - это прерогатива муниципальной власти. Таковы законы. Но я держу ситуацию на контроле в этих школах.
Однако не в прямую к событиям в Тункинском районе, но вообще, если речь зашла о директорах школ, озвучу мысль, которая обсуждалась даже на уровне главы региона еще полгода назад, задолго до обсуждаемых событий. Мне кажется, директорам школ необходима ротация. Через определенное число лет они должны идти в другую школу. Если директор талантливый, то пусть идет дальше, делясь опытом, поднимая другие школы на новый уровень. Я уверен, что директор, проработавший 10 лет в одной школе, уже реализовал все свои задумки и планы. Мне кажется, заодно мы бы заметно снизили количество кадровых конфликтов в районах республики.
Алдар Дамдинов: О платном образовании не может быть речи
Уважаемые читатели, все комментарии можно оставлять в социальных сетях, сделав репост публикации на личные страницы. Сбор и хранение персональных данных на данном сайте не осуществляется.
Читают сейчас
Общество, 14.12.2024
СВО эхилһэнэй һүүлээр сэрэгшэдые дэмжэхэ зорилгоор 7 миллиард түхэриг гаргагданхай
Общество, 14.12.2024
О соответствующем решении Роскомнадзора стало известно накануне, 13 декабря