На смену вечно критикуемому закону о государственном заказе идет некая «Федеральная контрактная система», и это серьезным образом повлияет на жизнь Бурятии – ведь государство является крупнейшим заказчиком для многих фирм республики. Кроме того, внутри региона происходят тектонические сдвиги – организацией продажи лесных участков, земли и имущества госсобственности будет отныне заниматься Агентство по госзакупкам. Подробности реформ в интервью «Номер один» пояснил глава агентства Егор Олзоев
- На смену ФЗ-94 идет некая «Федеральная контрактная система». Что это такое?
- Дело в том, что 94-ФЗ регулировал только стадию размещения заказа. Федеральная контрактная система (ФКС) предполагает более комплексное регулирование в прогнозировании, планировании, размещении и исполнении госзаказа. При этом на каждой стадии устанавливаются обязательные для исполнения государственными и муниципальными заказчиками требования, а также юридическая ответственность.
Бурятия готова к таким нововведениям. Например, планирование республиканского госзаказа наше агентство начало еще в 2008-2009 годах. Думаю, что наш опыт был учтен. Что касается исполнения контракта… Мы вели несколько лет назад реестр госконтрактов. Потом эту функции законодательно передали в ведение Федерального казначейства. Тем не менее через интеграцию мы можем видеть реестр, в том числе ход исполнения контрактов. В общем, есть все предпосылки, что Бурятия достаточно безболезненно войдет в ФКС.
- Какие существенные изменения для заказчиков и подрядчиков появятся при внедрении ФКС?
- Пока это в проектном виде, но с появлением ФКС будет расширена возможность выбора способов торгов. К существующим электронному аукциону и открытому конкурсу добавятся двухэтапный конкурс, конкурс с ограниченным участием и запрос предложений.
Значительная часть торгов уйдет в форму различных конкурсов. Сохранится и электронный аукцион с универсальным сроком размещения информации семь дней. Сейчас аукционы с начальной ценой от трёх миллионов рублей проводятся не ранее чем через 20 дней с момента объявления на общероссийском сайте. Останутся и запросы котировок цен, однако к числу ограничений на их проведение добавится и общий годовой лимит – не более 10 процентов от объема всех закупок того или иного ведомства.
Появятся и конкретные ответственные исполнители заказчика за результат госзаказа, так называемые «контрактные управляющие», «контрактная служба заказчика» - это специалисты и специальное структурное подразделение заказчика, занимающиеся всеми вопросами планирования, размещения и исполнения контрактов.
Вероятно, нас ждут и другие нововведения.
- Внутри Бурятии также грядут революционные нововведения. Республиканское агентство будет заниматься не только привычной организацией закупок, но и другими видами торгов. Продажа чего конкретно переходит в ваше агентство?
- Наше агентство начало заниматься так называемыми «иными публичными торгами». Это торги по республиканской собственности – продажа и сдача в аренду имущества, а также земли (за исключением земель сельхозназначения). Также месторождения природных ресурсов, находящиеся под юрисдикцией Бурятии – известняк, щебень и прочие, но не золото, нефрит или молибден с ураном. Реклама на носителях, находящихся на республиканской земле или государственных зданиях. А также сдача в аренду лесных участков, их продажа. По части таких торгов уже есть нормативное правовое решение, по другим проект нормативного правового акта проходит согласование. Все это делается по инициативе главы Бурятии с целью создания и реализации единых принципов организации и проведения торгов, информационного сопровождения, нацеленности на общий социально-экономический эффект.
В ближайшее время мы уже начинаем организацию публичных торгов по некоторым позициям. При этом хочу подчеркнуть, что мы выполняем функции только организатора торгов, все остальные функции, в том числе собственно продажа или сдача в аренду, остаются у профильных министерств и ведомств.
- Как Вы оцениваете состоявшееся два года назад внедрение электронных аукционов? Критики государственных заказов поубавилось?
- При всех издержках и критике в адрес ФЗ-94 и электронных аукционов я полагаю, что это был шаг вперед. Все-таки произошел прорыв информатизации в широкие слои бизнес-сообщества и на все уровни государственной и муниципальной власти. Все заказчики и все предприниматели – участники торгов стали пользоваться электронным документооборотом, электронно-цифровой подписью.
Благодаря единому сайту госзакупок повысилась прозрачность и открытость торгов. Вследствие чего увеличилось число участников, а также расширилась «география» их представительства. В наших закупках теперь участвуют не только соседи по Сибирскому федеральному округу, но и организации, расположенные в западной части страны, а также на Дальнем Востоке.
Электронные аукционы имеют меньше коррупционных рисков, а также риска коммерческих сговоров, хотя полностью исключить и то, и другое, к сожалению, не могут. Это более простой и оперативный по сравнению с обычным, «молоточным», аукционом способ размещения заказа.
В то же время критика в адрес электронных аукционов раздается в основном со стороны строительного сектора, сектора различных услуг и научно-исследовательских институтов. Здесь, пожалуй, следует согласиться. Не все торги можно размещать, ориентируясь только на ценовой критерий. Есть сложные заказы, где в первую очередь необходимо объективно оценивать квалификационные возможности участников как потенциальных исполнителей работ или услуг. Поэтому в таких торгах требуются дополнительные критерии для отбора победителя.
И особо хотел бы отметить, в связи с внедрением электронных аукционов, что Бурятия была пилотным регионом в РФ по переходу к данной форме торгов и автоматизации размещения госзаказа. Мы гораздо раньше остальных интегрировали в опытном порядке наше программное обеспечение АИС Госзаказ Республики Бурятия с общероссийским официальным сайтом. Именно с нами проводились испытания сайта и его практическая доработка, и мы с этой задачей справились в установленные сроки к январю 2011 года. Бурятия была также первым российским регионом, который интегрировался с федеральными электронными торговыми площадками – Сбербанком и РТС. Остальные регионы работали с электронными площадками вручную. В дальнейшем наш опыт переняли еще шесть регионов Сибири. Сейчас данный процесс продолжается как на уровне регионов, так и на уровне крупных муниципалитетов. Главным результатом нашей работы стало то, что мы не сорвали размещение ни одного заказа Республики Бурятия, сообщает «Номер один».
Егор Олзоев: В Бурятии госзакупки ожидают реформы
Уважаемые читатели, все комментарии можно оставлять в социальных сетях, сделав репост публикации на личные страницы. Сбор и хранение персональных данных на данном сайте не осуществляется.
Читают сейчас
Экономика, 11.12.2024
Они рассказали, кому в республике готовы платить по 170 с лишним тысяч в месяц
Экономика, 11.12.2024
В республике решали многолетние проблемы – от хранения овощей до возрождения забытых сельхозотраслей
Экономика, 11.12.2024
Никогда ещё про энергетику Бурятии не говорили так много, как в 2024 году. Сложился клубок проблем и поводов, поэтому про мощности, генерации и сети упоминали почти ежедневно. От Владимира Путина с поручениями до поселковых чатов про отключение света
Экономика, 10.12.2024
Отток населения, по его мнению, в основном происходит за счёт выпускников школ
Экономика, 04.12.2024
Общий объём доходов на 2025 год предусматривается в объёме 16 млрд 798 млн рублей